В Латвии разгорается "трамвайный" скандал: трамваи "Белкоммунмаша" снова не пустили в Даугавпилс
23.04.2018 19:13
—
Разное
Почти двукратное преимущество в цене не помогло "Белкоммунмашу" выиграть тендер на поставку в Даугавпилс восьми 4-осных трамваев. Победу одержал российский производитель - ООО "ПК Транспортные системы".
Правда, в связи с этим в латвийских СМИ поднялась волна протестов...
Уже несколько лет Даугавпилс не может освоить деньги, выделенные Евросоюзом на покупку новых трамвайных вагонов. Конкурс проводится за конкурсом, а город все никак не может обновить подвижной состав рельсового транспорта.
Тендер на поставку восьми 4-осных вагонов, объявленный самоуправлением Даугавпилса в 2016 году, выиграл завод "Белкоммунмаш", опередивший за счет самого низкого ценового предложения сразу трех конкурентов (в том числе польскую PESA и российский УКВЗ). Город и "Белкоммунмаш" уже готовы были заключить контракт, однако латвийское Бюро по надзору за закупками (IUB) дало отрицательное заключение по этой сделке. Что же не устроило надзорный орган? Как писали grani.lv, первый вопрос возник по соответствию белорусских СНиПов европейским нормам (в Бюро посчитали, что трамваи из Минска могут быть шумнее, чем положено). Вторая претензия - недостаточный эксплуатационный опыт предложенной "Белкоммунмашем" 802-й модели трамвая. Контракт заключен не был.
Первый трамвайный вагон модели 802 работает в Новополоцке. В прошлом и нынешнем году "Белкоммунмаш" заключил контракты на поставку таких трамваев в Павлодар (Казахстан) и Волгоград (Россия)
Трамвайный вагон модели 802 имеет переменный уровень пола (общая доля низкого пола составляет 40%). Пассажировместимость - 165 человек
В сентябре 2017 года Даугавпилс объявил новый конкурс. На этот раз было подано всего две заявки. Первая - от компании UAB Railvec (Литва), которая бралась поставить трамваи City Star совместного производства ООО "ПК Транспортные системы" и Тверского вагоностроительного завода. Вторую заявку с предложением о поставке трамваев все той же 802-й модели производства завода "Белкоммунмаш" сделала латвийская компания SIA Virtus SV. Когда итоги торгов были объявлены, победа белорусов, казалось, не вызывала сомнений: за один трамвайный вагон модели 802 Даугавпилс заплатил бы 260 тыс. евро, за всю партию - 2 млн 80 тыс. евро; за один трамвай российского производства пришлось бы выложить 511,7 тыс. евро, за восемь единиц - 4 млн 93,6 тыс. евро. Тем не менее конкурсная комиссия рассудила иначе. "Белкоммунмаш" получил очередной отвод, так как якобы предложил "не соответствующую условиям конкурса экспериментальную модель". А победителем был объявлен российский производитель.
Трамвай модели 71-911 City Star разработан компанией "ПК Транспортные системы" и выпускается на Тверском вагоностроительном заводе
Благодаря применению низкопольной поворотной тележки оригинальной конструкции эта модель имеет 100-процентно низкий пол. При длине 16,5 м вагон вмещает до 170 пассажиров
Однако представителям компании "ПК Транспортные системы", видимо, еще рано праздновать победу, так как намерение муниципалитета Даугавпилса закупить трамваи российского производства вызвало озабоченность... латвийских спецслужб.
Дело в том, что Тверской вагоностроительный завод входит в состав концерна "Трансмашхолдинг", который выпускает также продукцию военного назначения. Т.е. фактически получается, что новые трамваи для Даугавпилса будет производить предприятие, связанное с военно-промышленным комплексом РФ. В связи с этим в Полиции безопасности Латвии, как сообщает издание mixnews.lv, указали на то, что выбирая поставщика услуг, самоуправлению города следует обращать внимание не только на цену, но и на риски репутации - мол, закупка общественного транспорта от производителя, который не является членом Евросоюза или НАТО в дальнейшем может неблагоприятно повлиять на национальные интересы.
Мэр Даугавпилса Рихард Эйгимс в ответ заявил, что происхождение трамваев не должно быть причиной для прекращения конкурса, потому что город нуждается в транспортных средствах: "История с закупками трамваев для Даугавпилса длится несколько лет, состоялся уже третий тур конкурса, и мне стыдно, что вопрос с обновлением городского транспорта до сих пор не решен".
Однако некоторые депутаты, общественные деятели и латышские СМИ также раскритиковали намерение Даугавпилса приобрести российские трамваи.
Министр обороны Раймонд Бергманис, как сообщает baltnews.lv, заявил, что закупка российских трамваев, к которым со временем потребуются запчасти, может повлиять на безопасность. Председатель комиссии Сейма по обороне и внутренним делам Айнар Латковскис убежден, что такой договор Даугавпилс не может заключать ни в коем случае. А заместитель председателя комиссии Сейма по национальной безопасности Карлис Сержантс считает, что приобретать тверские трамваи для страны НАТО - стыдно и невозможно, и он намерен поднять на комиссии этот вопрос.
В конце концов вице-мэр Айвар Здановский, как сообщает gorod.lv, сделал следующее заявление: "Договор о покупке трамваев на сегодняшний день не подписан, и самоуправление ожидает заключение ответственных служб. Если будет сказано, что трамваи выпускает предприятие по производству пушек, которыми за границей убивают людей, и производитель включен в списки санкций, то Даугавпилс эти трамваи не купит".