Война на два фронта. Власти охраняют информационное поле и от своих, и от врагов
Белорусское государство делает выбор в пользу более жесткого контроля над национальным информационным полем вместо развития критического мышления аудитории, медиаграмотности, что могло бы надежнее защитить граждан от иностранной пропаганды.

«Защитить наших людей от потока непроверенной, ложной, деструктивной информации» — таково, по словам Александра Лукашенко, предназначение нового закона о СМИ. Об этом глава государства сказал 10 апреля на встрече с представителями государственной прессы в Минске.
19 апреля поправки в закон о СМИ были приняты Палатой представителей в первом чтении. За принятие документа проголосовало 98 депутатов, против — два.
Поправки в закон о СМИ предусматривают регистрацию интернет-ресурсов в виде «сетевых изданий» и вводят запрет на анонимные комментарии. Также проектом предусмотрено ограничение иностранного влияния на формирование национального информационного пространства.
Представляя законопроект, министр информации Александр Карлюкевич отметил, что документ был разработан в целях обеспечения права граждан на получение правдивой информации, а также связан с защитой национальной безопасности страны.
По словам министра, интернет «далеко не всегда служит защите государства и граждан», является инструментом ведения информационных войн.
Законопроект вступит в силу через пять месяцев после официального опубликования. Затем предусмотрен шестимесячный переходный период.
Задача — нарастить отечественный контент
По мнению ряда обозревателей, власти таким образом пытаются воевать на два фронта, бороться против двух опасностей — как пропагандистской экспансии «русского мира», так и жесткой критики в свой адрес со стороны отечественных веб-ресурсов и интернет-пользователей.
После аннексии Крыма белорусские власти стали более настороженно относиться к масштабному присутствию в белорусском информационном пространстве российского контента, особенно телевизионного. Перед руководителями госСМИ ставится задача увеличить долю отечественного информационного продукта.
Лукашенко на встрече с представителями госСМИ сказал, что белорусские телеканалы и режиссеры в силах сами снимать хорошие телесериалы и ставить их в эфир вместо российских.
В 2016 году тогдашний замглавы Администрации президента Игорь Бузовский говорил, что доля российского контента в белорусских СМИ доходит до 65%. Поправки в закон о СМИ предусматривают, чтобы редакции телевизионных СМИ обеспечивали в еженедельном объеме вещания не менее 30% телепередач белорусского производства.
Похоже, что национальные телеканалы с этим справляются, а вот небольшим телекомпаниям придется поднатужиться.
По словам руководителя телеканала ОНТ Марата Маркова, в своем эфире канал использует 46% отечественного контента, остальная часть — российская. «На сегодняшний день увеличение собственного контента всего лишь на 1% в течение года потребует от канала примерно 130 тысяч долларов дополнительных средств», — констатировал Марков.
Глава государства пообещал, что белорусским каналам помогут развивать собственный контент: «Я готов там, где нужно, поддержать средства массовой информации».
Но вряд ли у белорусского государства найдется столько свободных денег, чтобы конкурировать по качеству и количеству с российской фабрикой грез.
Что сегодня с бюджетным финансированием
Республиканским бюджетом Беларуси на 2018 год предусмотрено 112,9 млн рублей (46,7 млн евро) на поддержку государственных телевидения и печатных СМИ. По сравнению с 2017 годом запланирован рост расходов на госСМИ. При этом произошло сокращение расходов на печатные СМИ, а вот телевидению дали заметно больше денег.
Бюджетная поддержка госСМИ в Беларуси |
||
получатели |
суммы, млн бел. рублей |
|
2017 |
2018 |
|
телевидение и радио |
80,5 |
95,7 |
периодическая печать и издательства |
7,1 |
6,0 |
прочие вопросы в области СМИ |
10,1 |
11,2 |
всего |
97,7 |
112,9 |
Доступ к финансированию имеют только те медиа, которые принадлежат государству. Это ставит их в более выгодное положение по сравнению с частными СМИ, а также создает неравные условия на рынке рекламы.
26 декабря 2017 года Совет министров постановлением № 1004 утвердил перечень из 23 государственных печатных изданий, редакциям которых в 2018 году оказывается поддержка из республиканского бюджета. Среди прочих в списке и орган Администрации президента газета «Советская Белоруссия» — самое массовое печатное издание в стране (тираж более 400 тысяч экземпляров).
Помимо этого, государственные региональные издания финансируются из местных бюджетов, а ведомственные — из бюджетов министерств и ведомств.
Чем аукнутся поправки в закон о СМИ
Распространение сложной процедуры регистрации СМИ на интернет-издания — это усиление контроля и удар по небольшим проектам. Многие интернет-СМИ, особенно в регионах, основаны индивидуальными предпринимателями — физическими лицами, в то время как для регистрации СМИ редакция должна быть юридическим лицом.
Для этого, в свою очередь, нужно создавать уставный фонд, получать юридический адрес. Кроме того, Министерство информации на этапе регистрации выдвигает квалификационные требования к главному редактору — профильное образование и пятилетний стаж работы руководителем зарегистрированного СМИ. То есть даже 20-летний стаж руководства онлайн-изданием не будет признаваться.
Правда, предусмотрена добровольная, а не обязательная регистрация в качестве сетевых изданий. Однако это значит, что в случае принятия закона какие-то из сегодняшних интернет-газет, в том числе завоевавших популярность, потеряют статус СМИ, их сотрудники не будут признаваться белорусским государством в качестве журналистов.
Согласно действующему закону журналист — это «физическое лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, связанное с этим юридическим лицом трудовыми либо другими договорными отношениями». Поскольку по закону 2015 года интернет-СМИ не требовалась регистрация, то его сотрудники приравнивались к указанной категории, хотя у большинства таких СМИ не было юридического лица.
Фрилансер белорусского СМИ не признается журналистом, а вот фрилансеры, работающие на иностранные СМИ, подвергаются огромным штрафам по статье 22.9 Кодекса об административных правонарушениях, хотя эта статья не должна применяться в отношении физлиц.
Например, люди, работающие на телеканал «Белсат» без аккредитации в Беларуси, являются рекордсменами по таким штрафам. По данным мониторинга Белорусской ассоциации журналистов, в последние год-полтора порядка 80 журналистов-фрилансеров, работающих на иностранные СМИ, получили штрафы на общую сумму около 26 тысяч евро «за незаконное производство и распространение продукции СМИ».
Интересно, что поправки в закон о СМИ касаются не только сайтов, но и соцсетей, мобильных приложений — документ дает весьма широкое определение области применения. Поэтому можно предположить, что как сетевые издания будут регистрироваться и те, кто традиционно не относится к журналистике, — возможно, это будут администраторы крупных пабликов «ВКонтакте», популярных форумов.
Поправки в закон о СМИ очевидно наносят имидж Беларуси, которая и так воспринимается как страна, имеющая проблемы со свободами в интернете. Новая редакция закона будет восприниматься как наступление на свободу слова в интернете вне зависимости от того, насколько значимо это наступление.
Кстати, министр информации Александр Карлюкевич не исключил, что «в отношении некоторых позиций» законопроекта будут учтены предложения, выработанные Белорусской ассоциацией журналистов. Но в тоже время он заметил, что по всем этим поправкам «у нас есть отказы» профильной парламентской комиссии.