«Коробочку закинули — и всё». Как работает единственный в Беларуси крематорий
Работники минского крематория снимают с покойников вещи, выбивают золотые зубы, кремируют всех вместе, а потом прах делят на части. Чтобы развенчать все эти слухи, нам пришлось самим на это посмотреть.
Специфика работы печей исключает все запахи от сжигания. Газ, который выделяется при горении, подвергается повторному дожиганию.
Когда для меня проводили экскурсию по кремационному цеху, комната с кремуляторами стала единственным местом, где я поймала себя на мысли: «Мне жутко». Здесь чувствовался запах перемалываемых костей. Для него нет сравнения, чтобы было понятно.
На старте три гроба
Единственный в Беларуси крематорий расположен возле столичного Северного кладбища. Он работает ежедневно с единственным выходным 1 января.
Здание построили в 1986 году, оборудование ставили чехи. В кремационном цехе работают четыре печи с компьютерным управлением, одна из которых — для медицинских и биологических отходов.
На старте три гроба. На каждого покойного заводится паспорт: указывают имя, возраст, дату смерти и время кремации. Любые перемещения возможны только с этим документом.
Уже опломбированный гроб загружают в печь. В том, что его не открывают, родственники могут убедиться сами в смотровой комнате. Кроме того, программа печей не позволяет в процессе кремации достать гроб.
Печники, так называют машинистов ритуального оборудования, получат только пепел и не сгоревшие костные останки усопшего, которые отправятся в кремулятор — шаровую мельницу для перемалывания останков после кремации. Затем прах засыплют в специальный мешочек и поместят в урну, которую отнесут в хранилище, откуда ее заберет заказчик... Или не заберет.
«Эконом» или VIP?
В хранилище около 70 урн, которые находятся здесь с 2017 года. Если их не заберут на протяжении трех лет с момента кремации, то захоронят в братской могиле. Последний раз это произошло в прошлом году.
Большая часть тех, чьи останки не забирают, вела асоциальный образ жизни или отбывала срок в заключении. Но здесь есть прах и тех, кого родственники не считают нужным забрать и захоронить, или говорят, что это дорого.
На погребение государство выделяет похоронное пособие — сейчас это 995,3 рубля. За эту сумму можно организовать похороны без излишеств.
Многие похоронные бюро предоставляют пакеты услуг по кремации: «Эконом», «Стандарт» и VIP. В среднем суммы пакетов составляют от 200 до 800 рублей без учета кремации.
Например, в пакет «Эконом» за 220 рублей входит гроб, ритуальные подушка и покрывало, погребальный набор, венок, лента и автобус, который заберет тело и отвезет его в крематорий. Все остальные услуги необходимо оплачивать отдельно.
В VIP-пакет за 594 рубля входит то же самое, но более дорогое, добавляется крест, табличка и рушник на него.
Есть похоронные бюро, пакеты услуг которых включают и сам процесс кремации. Но это лишь посредничество. Сама кремация обойдется в 140 рублей без прощания и 219 рублей — с прощанием.
Кремации — да
Если при жизни усопший просил о кремации, то есть три варианта захоронения. Урну с прахом можно подхоронить в колумбарную нишу: на территории крематория, а также на Чижовском и Восточном кладбищах. Кроме этого урну можно захоронить в наземный колумбарий — так называемый «колумбарный стакан».
Также родственники могут забрать урну на руки, чтобы ее можно было вывезти за пределы Минска или даже страны и подхоронить в уже существующую могилу к родственникам.
Но в этом случае необходимо подтвердить родство или близкую связь между умершими.
«Константин Симонов просил развеять его прах над Буйничским полем. Сейчас по закону он должен был бы быть погребен в одном из мест, соответствующих термину "место погребения" в соответствии с законом "О погребении и похоронном деле". Хранить прах дома тоже запрещено», — рассказал заместитель директора по идеологической работе УП «Спецкомбинат КБО» Сергей Тур.
Услугами крематория пользуются не только жители Минска, сюда привозят умерших из других областей, а также из России и Украины.
В США и Канаде около 1000 крематориев, Британии — 400, Чехии — 80, Франции — 70, Польше — 30. В Японии кремируют 99% умерших, Чехии — 95%, Британии — 69%, Дании — 68%, Швеции — 64%, США — 50%. У нас же на данный момент — около половины. |
Слухам не верить
Кремацией занимаются пять мужчин. Женщин здесь нет — слишком тяжело. С такой профессией нужно четко разделять «работа-дом», иначе даже зарплата «выше среднего» не успокоит.
«До сих пор не привык к смерти детей. На родителей очень тяжело смотреть. У самих ведь тоже дети. Один раз был случай, когда приехали иногородние. Мать даже не вышла из машины, сидела белая как полотно», — говорит сотрудник крематория Андрей, работающий уже более десяти лет.
При кремации детей есть нюансы. Их гробы загружаются последними в смену. Выставляется определенная температура, а после сгорания останки остаются на ночь. Утром сметаются специальной метелкой. Это связано с тем, что кости тонкие и маленькие. Если дать температуру больше положенного, от тела вообще ничего не останется.
Андрей уточняет, что его на работе ничего не шокирует. «Что здесь может шокировать? Вон когда патологоанатомы работают — это другое дело. А здесь "коробочку" закинули и всё», — говорит он.
Крематорий существует уже 32 года, а о работниках крематория до сих пор ходят небылицы. Слухам о продаже одежды с умерших и подобном верить не нужно — чтобы покойника одеть, костюмы и обувь разрезают. Чтобы все это привести в товарный вид, необходимо нанимать бригаду швей-мотористок и сапожников.