Как в центре Слуцка едва не появилось озеро и 200-метровый мост
Старая истина гласит, что мысли имеют свойство материализовываться. В этой истории, рассказанной мне Георгием Гусаком, работавшим в 1960-х в Слуцке в должности начальника БТИ и по совместительству главным архитектором города, воплощение в жизнь замысла произошло лишь частично.
Случчане не так давно были свидетелями открытия новой улицы, которая получила название Тройчанская.
Она и мост через Случь в районе медколледжа стали своеобразной второй частью объездной дороги, разгружающей движение в центре города.
Однако практически идентичный проект существовал ещё в середине 1960-х годов.
Другое дело, что замыслы руководства города тех лет были значительно масштабнее.
Кроме прокладки дороги и строительства моста, планировалось обустроить в центре города, как тогда говорили, водное зеркало.
Для этого в районе железнодорожного моста через Случь предполагалось построить дамбу со шлюзом. В результате, начиная от парка, в пойме реки возникало приличных размеров рукотворное озеро. Кроме того, улица Виленская от медучилища до Чёртового мостика должна была стать пешеходной зоной. Деревянные дома вдоль реки подлежали сносу, а границы городского парка расширялись вплоть до водной глади.
На первый взгляд проект был фантастический. Тем не менее его попробовали осуществить, проведя предварительный эксперимент.
В районе того же железнодорожного моста у деревни Новодворцы Случь перекрыли насыпной дамбой. К удивлению жителей города, произошло невероятное — река в середине лета разлилась как в весеннее половодье. Продолжалось это примерно пару недель.
Жил я тогда в первом военном городке, и для нас, детей, это были чудесные времена. Мы днями пропадали на речке, не вылезая из воды.
А потом эксперимент решили прекратить и дамбу разрушили.
Бурные потоки воды хлынули по Случи и прилегающим каналам. Зрелище оказалось удивительное, но закончилось оно быстро, за несколько дней.
Что касается судьбы самого проекта, то Георгий Гусак пояснил, что на его осуществление нужны были немалые средства, которые, как водится, не нашлись. Представьте себе, что над водной гладью нужно было строить мост длиной около 200 метров. Да и соседний с городом колхоз был не согласен с затоплением части своих угодий. Против оказались специалисты и инженеры — гидротехническое сооружение получалось слишком сложным.
Так получилось, что через многие годы в жизни материализовалась только часть задуманного — строительство объездной дороги, которая стала новой улицей Слуцка.