Товаропотоки в Великом камне вырастут к лету
– Мы участвуем в реализации проектов развития Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и рассматриваем его как наиболее приоритетный и перспективный. Сейчас проводим работу по формированию инфраструктуры, необходимой для того, чтобы открыть там пункт таможенного оформления, – сказал Александр Валиев. – Предположительно, к началу лета существенно возрастут товаропотоки в Китайско-белорусском индустриальном парке и мы к этому готовы. Там уже открыт таможенный склад. Следующий этап – открыть склад временного хранения товаров, ввозимых в адрес резидентов парка. При необходимости мы будем планомерно и постепенно наращивать количество наших сотрудников, которые будут работать на территории парка «Великий камень». При этом мы понимаем, что важно не допустить каких-либо временных невынужденных издержек для резидентов парка. Вместе с тем мы ориентируем и сотрудников нашей таможни, и администрацию парка, и компании, которые там работают, на то, чтобы формировать всю работу по внешней торговле в «Великом камне» на самых передовых мировых подходах.
– Случаи, когда допускается бумажное декларирование, ограничены новым Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и на сегодняшний день они единичны. Они составляют даже не 1%, а гораздо меньше. Напротив, если бы вдруг кто-нибудь сегодня попробовал ограничить бизнес в возможности декларировать товары в электронном виде, через интернет, вот тогда бы мы, наверное, столкнулись с серьезной проблемой.
Если новый Таможенный кодекс многое для бизнеса упрощает, то почему он в три раза толще старого?
В ответ на этот вопрос Александр Валиев пояснил:
– На самом деле, если говорить о количестве документов, то их стало значительно меньше. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза впитал в себя положения двадцати международных договоров, которые действовали параллельно со старым Таможенным кодексом, а также значительное количество решений Евразийской экономической комиссии. Поэтому то, что новый кодекс в три раза толще, чем старый, вряд ли о чем-то говорит. Мы просто не проводили эксперимент по складыванию в стопку вместе со старым кодексом тех десятков международных соглашений, действующих параллельно с ним, и решений комиссии, принятых в развитие кодекса, а также различных иных подзаконных актов. Так что, если мерить в количестве печатных знаков, то, безусловно, объем положений таможенного законодательства сократился.
Еще в предыдущем году, готовясь к работе в условиях нового кодекса, разъясняя бизнесу его основные положения и новации, мы понимали, что документов, которые будут приниматься в развитие кодекса, будет теперь гораздо меньше, чем раньше. И переход на эту работу с имплементированными в один документ положениями прошел достаточно безболезненно, мы ожидали большего количества вопросов со стороны бизнеса. В целом, за счет большой подготовительной работы, мы в МРТ плавно вошли в правовое пространство нового кодекса.
В отношении товарной структуры экспорта и импорта в Минской региональной таможне, Александр Валиев обратил внимание на то, что в ней представлены абсолютно все категорий товаров, так что каких-то типовых товаров нет.
– У нас, в отличие от налоговых служб, нет жесткой территориальной привязки места, где зарегистрирован экспортер или импортер, к месту где расположена таможня, в которой они имеют право декларировать товары. Стало привычным, что многие организации, которые ведут внешнеторговую деятельность и зарегистрированы в Могилевской, Гомельской или других областях республики, проходят таможенный контроль, осуществляют таможенное декларирование в столичном регионе - в зоне действия Минской региональной таможни. Это связано с тем, что вокруг столицы создана наилучшая складская и транспортная инфраструктура.
При этом для МРТ нет каких-то привычных, типичных категорий товаров, которые импортируются или экспортируются, разве что калийные удобрения. К слову, в 2017 году на экспорт было отгружено и прошло таможенное оформление в Минской региональной таможне рекордное количество калийных удобрений. Так что мы можем подтвердить, что этот рынок восстанавливается.
В целом же мы привыкли работать с абсолютно любыми товарами, любыми категориями. И в достаточной степени, на мой взгляд, обеспечиваем легальность этого внешнеторгового оборота. Даже экспорт продукции МТЗ, БелАЗа, ввоз товаров, необходимых нашим крупнейшим промышленным предприятиям, – все это теряется в потоке различных товаров, ввозимых обычным средним бизнесом.
Говоря о взаимодействии с бизнесом, начальник Минской региональной таможни отметил:
– Мы не столько ждем вопросов от представителей бизнеса, сколько пытаемся сами их ставить и обозначать те направления, где, на наш взгляд, необходимо принять какие-то управленческие решения, чтобы минимизировать возможность нарушений внешнеторгового законодательства. Необходима согласованная работа таможенной службы и бизнеса, чтобы внешняя торговля была легальной, прозрачной и предсказуемой. И для нас важно уделить время общению с легальными опытными субъектами хозяйствования, в том числе на Общественно-консультативном совете, а не тратить время на составление административных протоколов или применение других санкций за нарушение законодательства. Не всегда точки зрения таможенных служб и представителей бизнеса абсолютно совпадают, но есть площадка для обсуждения и поиска компромисса. Мы многое сделали и продолжаем делать для того, чтобы сократить время совершения таможенных операций, уменьшить издержки бизнеса. Мы всегда прислушаемся к дельным конструктивным предложениям внешнеторговых организаций и, где это возможно с точки зрения положений таможенного законодательства, стараемся эти предложения поддерживать.