Мой бизнес: клининг. «План своего дела созрел во время декретного отпуска»
Бизнес Лилии Звяговой — клининг. Четыре года она профессионально занимается комплексной уборкой квартир, помещений, чисткой мебели и салонов авто. Случчанка рассказала, как организовала дело, сколько потратила на открытие бизнеса и выгодно ли заниматься уборкой.
Когда я сидела с детьми в декрете, поняла, сколько времени отнимает работа по дому: уборка, стирка, чистка ковров, мебели. Именно тогда стала интересоваться новинками моющих средств и препаратов, техники. Хотела максимально сэкономить своё время. Так моё любопытство определило выбор занятия после декретного отпуска.
Опыта домохозяйки для бизнеса мало
Чтобы работать профессионально, нужны определённые знания. Но проблема в том, что в Беларуси не было специальных учебных заведений по клинингу, достать специальную литературу тоже было сложно. С трудом нашла книгу о чистке ковровых покрытий. Много часов провела в интернете: изучала тонкости химчистки и уборки на сайтах профессионалов клининга.
Когда закончился декретный отпуск со вторым ребёнком, я встала на учёт в службе занятости в Рогачёве как безработная (тогда я жила там). От биржи мне дали направление на курсы переквалификации. Там получила первые навыки по клинингу и окончательно поняла, что мне действительно нравится эта работа.
Государственная субсидия покрыла две трети затрат
После курсов я составила бизнес-план, чтобы получить государственную субсидию — примерно $ 1000 долларов. В марте 2014 года оформила ИП.
Субсидии мне хватило всего на две трети стоимости техники, остальное выплачивала несколько месяцев. Пылесос для сухой чистки обошёлся примерно в $ 400, моющий пылесос — около $ 900.
Если учесть траты на закупку чистящих средств, ветошь, аренду машины, то для открытия моего маленького бизнеса потребовался стартовый капитал (с учётом субсидий) более $ 1400.
Химчистку на дому трудно сделать самому
При приёме заказа уточняю объёмы работ, степень загрязнения и размер поверхности, прошу описать обивочную ткань, потом уточняю стоимость.
Порядок работы:
- В начале работы с помощью ультрафиолетовой лампы выявляю белковые загрязнения, определяю происхождение пятен, чтобы выбрать подходящий состав. Есть две группы пятен. Первая — воск, пластилин, жиры. Перед чисткой их выводят специальным пятновыводителем. Вторая — соусы, краски, йод, которые сначала промывают большим количеством воды, а потом выводят остаток.
- Сначала делаю пылесосом сухую чистку.
- Для влажной использую разные средства в зависимости от вида, цвета, свойства покрытия и степени загрязнения.
- После мойки очищаю поверхность специальным кондиционером, чтобы нейтрализовать остатки средства с покрытия.
- Если объём работы большой, применяю два пылесоса: один — для чистки, другой — для промывки.
- Специальным прибором замеряю процент остаточной влажности (в норме — не больше 40−44%).
- Для ускорения сушки использую фен.
- Востребованная услуга — обработка противогрибковым веществом, чтобы устранить неприятный запах или грибок.
Работаю без предоплаты. Мне важно качество работы и моя профессиональная репутация.
О доходах и расходах
Расценки на услуги небольшие. Например, чистка одного квадратного метра ковра — от 4,5 до 7 рублей. Цена зависит от длины ворса и состава покрытия. Чистка детских колясок стоит от 17 рублей, текстильного салона автомобиля — от 80 рублей, кожаного салона — дороже.
За день могу обслужить два-три заказа по чистке мебели или почистить более трёх ковров. На генеральную уборку квартиры уходит целый день.
Машины своей у меня нет. Поэтому для выездов арендую автомобиль, оплачиваю 5,5 рубля за час и компенсирую топливо.
За вычетом всех расходов остаётся не так уж и много. Точно не могу сказать, но если считать доход по оплаченным квитанциям, то зимой в среднем получается 700−800 рублей, летом — более 1000 рублей. Пока мой бизнес не очень доходный.
О налогах и сборах
Поскольку я работаю не только с физическими лицами, но и с организациями, налоги оплачиваю по двум статьям: единый налог (с дохода от физических лиц) и налог по «упрощёнке» (с дохода от юридических лиц) — 5% от выручки. Налог оплачивается по наивысшей ставке в зависимости от вида оказанных услуг. Кроме того, отчисляю в социальный фонд 1200 рублей в год.
Когда вижу результат работы, минусы не в счёт
К плюсам могу отнести моральное удовлетворение от работы. Когда видишь плоды своих трудов — чистую мебель, убранную квартиру, блестящий салон машины, то понимаешь, как необходима работа, и минусы не в счёт.
К минусам — иногда нетактичное поведение клиентов, трудоёмкость процесса, физические нагрузки, неблаготворное влияние на здоровье чистящих средств.
Я работаю в перчатках и специальной обуви, использую защитную маску, если во время генеральной уборки применяю специальные составы. Но полностью исключить вдыхание паров и попадание реактивов на кожу невозможно.
Мой бизнес позволяет содержать семью и развиваться
Недавно сняла помещение в аренду под рабочий цех для чистки ковров. Сейчас заканчиваю там ремонт, планирую взять на работу одного человека, потому что спрос на мои услуги есть.
В перспективе думаю оказывать новые виды услуг: мойку больших фасадов, в том числе промышленных предприятий, чистку перин, подушек, пледов и одеял евроразмеров.
Индивидуальный предприниматель — только первая ступенька моего бизнеса, вторая — переход в клининговую компанию «ХимЛИКС», потому что это иные возможности и иной уровень услуг.
Призёр республиканского конкурса
В феврале 2018 года приняла участие в первом республиканском конкурсе среди клининговых компаний «Мастер чистоты 2018». Заняла второе место в номинации «Мастер выведения пятен», получила кубок, диплом и ценные призы. Получила право участвовать в международном конкурсе в октябре этого года в Киеве.
Само участие в конкурсе для меня — это уже значительное событие: я познакомилась с профессионалами высокого класса, получила массу советов, меня оценили мастера клининга. Летом собираюсь на курсы повышения квалификации. Они платные, но я понимаю, чем выше уровень знаний, тем больше шансов для развития своего бизнеса.
♦ Группа ВКонтакте — здесь.
♦ В Одноклассниках — здесь.