Город воспоминаний: сирийцы в Березе
Любопытную историю рассказал житель Березы Николай Васильевич Мороз, заслуженный мастер Березовского мотороремонтного завода, подкрепив рассказ снимками, которые датированы весной 1977 года.
Работали в то время на мотороремонтном заводе два сирийца. Одного звали Раджаб Кинан, другого – Халед (фамилия в памяти не сохранилась).
Раджаб Кинан и Николай Мороз.
Сначала гости Ближнего Востока три месяца учили русский язык в Москве. Потом в Пинском индустриальном техникуме из них подготовили механиков.
На Березовском мотороремонтном заводе Раджаба и Халеда поставили на конвейер сборки двигателей. Конечно, техникум техникумом, но практиче-ские навыки они осваивали под руководством заводских рабочих. А инструкторы учили их даже вождению автомобиля. Сирийцы, надо отдать должное, были очень любознательные и проявляли старание. Зарплату они, кстати, получали в два раза больше, чем соседи по конвейеру. Жили в заводском общежитии.
Раджаб и Халед очень хорошо готовили кофе, причем каким-то вычурным способом, и удивлялись тому, что среди белорусов этот напиток не так популярен. Обожали также чай. В заводской столовой тоже привлекали к себе внимание. К обычному комплексному обеду они брали еще шесть больших луковиц. Хлеба не ели, вместо него употребляли лук. На вопросы отвечали, мол, у нас в селе так принято, и лук там издавна называют «яблоко бедняка».
Обстановка в Сирии улучшалась, и спустя полгода Раджаб и Халед уволились с завода и отправились на родину, хотя там, по их словам, многие подобные «возвращенцы» попадали в тюрьму.
Напоследок сирийцы оставили свои домашние адреса, правда, никто им так и не написал.
На фото вверху: второй слева – Раджаб Кинан, в центре в шляпе – главный инженер мотороремонтного завода Александр Витязь, далее – Халед и Николай Мороз.
Продолжение следует.