Приезжайте на лето в Деражичи!
«Все мы родом из деревни», — с ностальгией произносят многие белорусы, считая свою малую родину лучшей. И с этим нельзя не согласиться, ведь уголок детства является воистину первозданной сказкой, где утро наступало с первыми петухами, соловьи пели разноголосыми переливами, а запах цветов и спелых яблок дурманил и успокаивал.
Деражичи — один из многих населённых пунктов Лоевского района, расположившихся в красивейшем месте: река, заливные луга, лес, где грибы сначала прячутся, а потом словно просятся в корзинку. Неудивительно, что почти в каждом дворе живёт заядлый рыбак, охотник или грибник. Именно за этими занятиями проводят свободное время сельчане. А времени у них хоть отбавляй, ведь большинство жителей Деражич — пенсионеры.
Многие из них в родной деревне с самого рождения, но немало и приезжих, облюбовавших здешние природные богатства. Выйдя на заслуженный отдых, они охотно променяли городскую суету на простой и тихий сельский быт. Удобствам обустроенных квартир предпочли скромные условия небольших деревенских домишек с уютными двориками, а взамен получили свежий воздух, работу в удовольствие на участках, пение птиц, живое общение с природой. Спешивший к берегу реки мужчина, улыбнувшись, произнес любимую фразу местных пенсионеров: «Рай — это место, где нет будильников и понедельников, а есть рыбалка, ягоды и грибы».
Ольга Владимировна Школяр, разглядывая через окошко поле, припорошенное снегом, будто перенеслась в то время, когда была ещё совсем маленькой… «В семье у нас было 4 детей. Отец освоил дело кузнеца и был уважаемым на селе человеком. И жили вроде небогато, но интересно». Любая работа сопровождалась песнями. В 1931 году организовали колхоз «Большая Нива», действовала ветряная мельница, открылась колхозная кузница. Многие односельчане потянулись в коллективное хозяйство, и даже дети почувствовали перемены, их ждала школа и добрые учителя. Старожилы вспоминают, что работали в деревне изба-читальня, отделение потребительской кооперации, народное училище, магазин, трактир. Действовали пристань и переправа на реке, почтовое отделение. А на высоком берегу Днепра с давних времен крепко стояла Свято-Никольская церковь. Более двух тысяч прихожан верили и уповали на Божью помощь и покровительство, внося огромные вклады в сохранение и реставрацию здания, простоявшего около двухсот лет. К сожалению, в 30-е годы прошлого столетия церковь была разрушена, но вера в душах крестьян выросла, поэтому до сих пор многие помнят имена священнослужителей: Иосифа Горбацевича, Платона Зелетенкевича, репрессированного дьякона Сергия Мигая.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты создали в деревне свой гарнизон, разгромленный партизанами. В октябре 1943 года каратели продолжили операцию «Выжженная земля»: сгорели 194 двора из 227, погибли 18 жителей. Ольга Владимировна никогда не забывала то время, когда страх заставлял бежать в лес и на болото, а сложенные наскоро «курени» были убежищем и согревали лишь несколько часов. И сейчас она хорошо помнит, как стучали от холода зубы, а вдалеке алым заревом пылала милая деревня. «Как же тогда было страшно, — рассказывает бабушка, — как хотелось есть… Разожгут наши костер, поставят чугун, чтобы воды нагреть, а тут бомбежка… снаряды… И только ночью во сне можно было вспомнить запах и вкус хлеба, а потом, проснувшись, плакать от голода или радоваться горькой каше, сваренной на воде из горелого проса. Иногда мне казалось, что я готова умереть. Думала, так будет легче. Оккупацию, голод, холод, смерть брата — всё пережила. Но потом подкосила эпидемия малярии и тифа. Довелось увидеть, как пухнут от голода люди. И я поняла: надо жить ради тех, кто погиб, даруя нам мир…»
А мир, действительно, был завоеван очень дорогой ценой человеческих жизней.
Яркой строкой в историю освобождения нашего района вписаны бои за деревню Деражичи, которую фашисты превратили в сильный опорный пункт. Ранним утром 21 октября после артподготовки и ударов авиации в атаку пошли танки, за ними — пехота. Одну за другой бойцы преодолевали вражеские траншеи, вступая в яростные схватки с противником. Шквал пулеметного, минометного и артиллерийского огня немцы обрушили на плывущие по Днепру лодки и плоты. Десятками ракет осветилось небо над рекой, что давало возможность гитлеровцам вести прицельный огонь. Менее суток шёл бой, а погибло на берегу и в окрестности более полутора тысяч воинов…
На окраине деревни Деражичи, недалеко от Днепра, находится самое большое на Лоевщине братское захоронение. Здесь покоится 1931 воин, в их числе 12 Героев Советского Союза. На памятнике, воздвигнутом в честь погибших солдат, начертано: «Вы пали в боях за свободу страны… Живущие вам бесконечно должны!».
Афанасий Гаврилович Шкляров порой долго стоит у мемориальных плит в Деражичах, навещает памятник на окраине Глушца… С нескрываемым восторгом любуется мужчина выжившими в суровое время и окрепшими деревьями. А те, словно чувствуя переживания, бережно склоняют свои ветви и охраняют вечный покой всех, кто подарил нам мир.
… Будучи подростком во время войны, видя зверства фашистов в Деражичах, Афанасий с большим усердием помогал советским воинам. Именно этот человек внёс огромный вклад в сохранение памяти о погибших. Его руками создана Мемориальная стела, он изготовил плиты из нержавеющей стали и нанёс на них имена героев. Мужчина провел кропотливую работу по увековечиванию памяти 123 не вернувшихся с фронта односельчан, 22 воинов 81-й стрелковой дивизии, получивших звание Героя Советского Союза за бесстрашие и героизм во время форсирования Днепра.
Более 40 лет белорус посвятил поисковой и военно-патриотической работе: до сих пор ведется переписка с родственниками ветеранов, освобождавших священную землю малой родины. Участвовал наш земляк во всесоюзной встрече ветеранов, которая проходила в Москве на Поклонной горе в 1980 году. Ему вручили Благодарственное письмо и удостоверение к знаку «Почетный ветеран 81-й стрелковой дивизии». До сих пор приветливый домик Афанасия Гавриловича является причалом для гостей из Якутии, Казахстана, Москвы, приезжающих сюда, чтобы поклониться земле, где оборвалась жизнь их земляков и родных.
Деражичи — тихое, спокойное место, и люди здесь хорошие. Хотя перенести и пережить им пришлось многое, особенно после войны. О.В. Школяр признается, что 40-е годы в её памяти ассоциируются с беспросветной работой, болезнями, голодом. Чтобы помочь маме поднимать детей, она рано пошла на собственный хлеб: заготавливала дубцы лозы, сеяла кок-сагыз на болоте, работала на стекольном заводе, на стройке и ферме. Судьба забросила её в Карелию… Но корни и зов родной земли тянули обратно. Давно ушел из жизни муж, а бабушка по-прежнему следит за порядком в доме и во дворе, благодарит за участие и поддержку помощника председателя Валентина Богданенко и местного фермера, радостно встречает детей, внуков и правнуков, для которых днепровский воздух и лесной аромат — бальзам для души, глоток адреналина, море позитива.
Афанасий Гаврилович в жизни привык всего добиваться сам. Закаленный войной, он быстро повзрослел, получил специальность столяра, но всегда хотел чего-то большего. Решил податься в пароходство. Начинал простым матросом, через год стал старшим рулевым. Пройдя школу командного состава, трудился первым помощником капитана и 32 года капитаном на пароходе «Полярный». Старшие дети пошли по его стопам. Сын стал капитаном, а дочь — инженером водного транспорта. Долго семья Шкляровых жила в Гомеле, но мужчина давно для себя решил: только Деражичи. И своё слово он сдержал!
Зимой тихо и пустынно на деревенской улице, даже собаки как-то подозрительно встречают чужих и лают только для порядка. «Когда пригреет солнышко, — говорят сельчане, — зажужжит наш улей, а пока дремлет село, ждет пробуждения природы». До войны в Деражичах проживало около тысячи человек, а сегодня — 60, и только 9 из них — люди трудоспособного возраста. Но местные пенсионеры — это люди, прошедшие огонь и воду! Они иногда собираются вместе погреться под солнышком и вспомнить, как здорово трудились на благо родного колхоза, кто из учителей в местной школе был строже и добрее всех, как приятно было водить маленьких детей в садик. Не забыли, как подсчитывали каждый килограмм зерна и литр молока, участвуя в соцсоревнованиях, а в сельском клубе, наполненном до отказа стариками и молодежью, затаив дыхание, слушали песни в исполнении местного хора. Застенчивые девушки брали в библиотеке книги о любви, а мужчины собирались, чтобы поиграть в домино, шашки и шахматы.
Вы хотите сказать, что всё это ушло безвозвратно? Нет! Многое зависит от каждого из нас. Заглянув в глаза Афанасия Гавриловича, Ольги Владимировны и других сельчан, веришь, что у Деражич есть будущее. А если хотите прислониться к вишне у калитки старого дома, почувствовать запах сирени, окунуться в мир воспоминаний или вспомнить вкус бабушкиных вареников, приезжайте на лето в деревню, отыщите там свой уголок…
Наталья Апанасенко, «ЛК».
Фото автора.