Как мы переучет в лесу проводили
Вы знаете, что переучет бывает не только в магазинах, но и в лесу? И подлежат ему лесные обитатели — те, что представляют интерес для охотников, то есть это такой своеобразный пересчет охотничьих животных. Проводится он, насколько я понимаю (я ведь не охотник, «я только учусь»), разными методами, один из которых — зимний маршрутный учет.
В один из февральских выходных я в компании всамделишних охотников отправилась в лес, чтобы вместе с ними считать зверей. (Ну как считать… На самом деле, конечно, моей задачей было как минимум не мешать настоящим мужчинам делать свою работу, а еще наблюдать, запоминать и фотографировать.)
Что такое учет, я уже имела представление с прошлого года. Так вот, вся территория охотдачи разбивается на участки, каждому учетчику выдается маршрутный лист, где обозначен его путь, условно говоря, от точки А до точки Б. Проводиться учет может в один или два дня. В первый день учетчик должен пройти свой маршрут и затереть или засыпать снегом встретившиеся ему следы зверей, чтобы назавтра картинка была свежей. На второй день заметать следы не требуется, а надо сразу их считать. В один прием учет проводится, если за день до этого выпала пороша, тогда можно ничего не затирать, а сразу по свежему снегу считать свежие следочки. На отдельный лист учетчик наносит условную линию своего маршрута, а на ней обозначает, следы каких животных в каком месте он встретил, сколько их было и в какую сторону направлялись, то есть сколько раз какой зверь пересек (перешел) маршрут. (Честно говоря, всё это напоминает игру в разведку.) Также на специальной учетной карточке отмечается высота снежного покрова, температура воздуха, пасмурно или солнечно было в день учета и прочее-прочее. Зачем? Опытные охотники знают, что от погоды зависит настроение и активность зверя, и все эти данные помогут в итоге сложить как можно целостную общую картинку. А уже от нее, от этой картинки, зависит, сколько зверя на этой территории можно будет добыть в следующий охотничий сезон и прочие важные для человеков с ружьями вещи.
В этом году учет проводился в один день. Точка отсчета нашего маршрута была в лесу где-то возле Весново, но начали мы учет не сразу: еще в дороге приняли сигнал SOS от группы товарищей, застрявших на своем маршруте. Ну что ж, взаимовыручка в охотничьей среде — первое дело, поэтому поехали выручать бедолаг. Ну и красота, я вам скажу, в зимнем лесу! Дорога узкая, по краям сугробы, тонкие березки нависают прямо над машиной, пушистый снежок на елочках… Просто сказка! Пока я любовалась верхушками деревьев, бравые ребята где с помощью лебедки, а где и крепкого словца, вытащили из колеи загрузшую машину, и мы отправились дальше.
Сначала следы долго не попадались, и я даже уже стала расстраиваться: а зачем мы тогда всё это затеяли, и как же мы придем к егерю с нулевым результатом? Но вот удача: следы сразу пяти или шести косуль! Я сразу повеселела, мои спутники тоже, а дальше я просто не успевала запоминать: тут косули, там следы аж трех лосей (охотники объяснили, что это, скорее всего, были самка и ее детеныши-сеголетки (это значит, что они родились прошлым летом и им еще нет года), а потом и огромные следы лося-самца. А лисички, а зайчики, а еще какая-то мелочь (мелочь мы не считали)! К счастью, нам ни разу не встретились волчьи следы, думаю, лес тогда показался бы мне уже не таким красивым и уютным. Оказывается, в лесу такая насыщенная жизнь! А когда мы вышли на поле с остатками какой-то растительности, то увидели, что оно просто исхожено вдоль и поперек. Кстати, в прошлом году мы не только видели следы, но и встретили вживую пару козочек, мышковавшую на поле лисицу и — нечастая удача даже для охотников бывалых — понаблюдали в бинокль за красавцами-тетеревами. В этот же раз все звери притаились, и нам удалось спугнуть только небольшую стайку куропаток возле солонца. (Солонец — это такое устройство, куда добрые люди подсыпают соль: диким животным она очень полезна, они ее считают, между прочим, за вкусняшку, а взять в лесу соль особо неоткуда. Кстати, настоящие охотники стараются рядом с солонцами не охотиться, чтобы не отпугнуть зверей от кормушки; в конце концов, им и так в лесу приходится несладко.)
Так вот потихоньку, где на машине, где на своих двоих («там, где прямо не проедем, мы пройдем бочком»), мы весь маршрут и обошли, закончили его недалеко от Карницы. В этот день мы насчитали шесть переходов (пересечений) лосей, 15 — косуль, с десяток переходов зайчиков и столько же — лисичек. Всё записанное, зарисованное, одним словом, задокументированное, сдали егерю, главному по учету на нашем участке, а он уже передает дальше по инстанциям. Кстати, насколько добросовестно и грамотно пользователи охотугодий провели учеты, устанавливается во время контрольных учетов, которые организовывают Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира. Об этом рассказали специалисты Осиповичской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира. Так что после нас, возможно, следы еще раз пересчитали. А что же? Доверяй, но проверяй, ведь учет зверей — это не так себе, не развлечения и приключения ради, а нужное и полезное дело. Так что в следующем году снова поедем (по крайней мере, я себе местечко в охотничьем УАЗе уже забила).
Алена ВАЛОШКА
Фото из архива автора