"Выйти на пенсию и уехать на отдых". Истории белорусов, которые откладывают на вторую пенсию
Многих туристов с постсоветского пространства на заграничных курортах удивляет обилие европейских пенсионеров. Часто можно услышать фразу «и я бы хотел вот так встретить свою старость». Но в белорусских реалиях, понятное дело, реализовать такой план непросто. Средняя пенсия в стране в номинальном выражении — почти 315 рублей. Для некоторых белорусов выходом из ситуации стало оформление страховой пенсии. FINANCE.TUT.BY пообщался с теми, кто уже откладывает деньги на вторую пенсию, чтобы узнать, стоит ли «овчинка выделки».
«Ни один работник не может отказаться от пенсионных отчислений, даже если захочет»
О второй пенсии 45-летняя Елена Ивашина, которая работает руководителем финансового подразделения на одном из предприятий, задумалась еще в середине 90-х, когда, будучи молодым специалистом, устроилась на работу в международную организацию. Общаясь с коллегами, она узнала о самых современных финансовых инструментах. Но тогда в нашей стране такой услуги не было. В итоге решение вопроса отложилось почти на 15 лет.
— Я застраховалась в сентябре 2010 года. В какой-то рекламе услышала про именно такую программу. Причем, что важно, в государственной страховой компании. По договору, можно выбирать разные варианты выплат. Момент наступления страхового случая — это выход на пенсию, — рассказывает Елена Ивашина. — Когда я страховалась, это было 55 лет, сейчас 56 лет. Возможно, возраст выхода на пенсию в ближайшие годы поднимут еще. Но как я буду получать эти деньги, я для себя пока даже не рассматриваю. Дай Бог дожить, там будем разбираться. Моя программа в валюте. Для меня комфортная сумма — 30 евро в месяц. Раньше нужно было идти в обменник, покупать валюту, ехать в офис компании… Сейчас все это можно сделать через интернет, то есть никаких неудобств.
Как за 20 лет накопить пенсию в 500 долларов, или Почему белорусы неактивно откладывают на старость
По мнению Елены, «думать о своей старости стоит каждому и заблаговременно, чтобы не ругать потом государство за слишком низкие пенсии».
— И чем раньше человек начнет делать накопления — тем лучше. Существующая пенсионная система себя потихоньку изживает. Ни один работник не может отказаться от пенсионных отчислений, даже если захочет. Потому что у нас так называемый «общий котел». Но проблема в том, что не каждый доживает до выхода на пенсию. И тогда все его отчисления идут на пенсии другим людям. Оформляя страховую пенсию, человек финансирует собственную жизнь после выхода на пенсию. Но даже в случае преждевременной смерти его деньги никуда не пропадут — их получат родные. Я считаю, во всем этом есть смысл.
Сегодня услуги по страхованию дополнительной пенсии предлагают компании «Стравита» (дочернее предприятие «Белгосстраха»), «Приорлайф» (дочернее предприятие «Приорбанка»). Компании принимают взносы как в рублях, так и в валюте.
Елена убеждена, что белорусам не нужно рассчитывать на государственную пенсию.
— Я сама по образованию экономист, работаю с финансами и знаю, какие выплаты в пенсионный фонд перечисляют наши предприятия и бизнесмены. И люди, которые всю жизнь проработали, получали «белые» зарплаты (а значит, их работодатели постоянно перечисляли деньги на социальное страхование), сталкиваются с тем, что не могут обеспечить на достойном уровне защиту своих интересов, — говорит Елена. — Так случилось, что и я сама оказалась в сложной ситуации — онкологическое заболевание. К счастью, «поймала» болезнь в самом начале, на первой стадии. И очень кстати, моя страховка на дополнительную пенсию. По договору выплаты предусмотрены не только после выхода на пенсию, но и в случае моей недееспособности, инвалидности 1 или 2 группы. Либо, не дай бог, в случае смерти. И я точно знаю, что в любом в случае мой ребенок, по крайней мере, получит деньги на образование.
«Вдруг на пенсии захочу купить кубинских сигар, билеты на какие-нибудь острова и писать там мемуары?»
Руководитель управления по работе с персоналом сети быстрого питания Ксения Садовская оформила страховку на пенсию 12 лет назад.
— Мне тогда было 23, я работала в банке. И мы участвовали в крупной выставке. Так получилось, что рядом с нашим находился стенд страховой компании — очень яркий, с хорошей сувенирной продукцией, очень приятный персонал… Они подробно рассказали о продукте и я там же, на этом стенде, заключила договор страхования на пенсию. О старости, на самом деле я тогда вообще не задумывалась. Люди, которые ведут свой бизнес, может, просчитывают свои вложения и траты. А я тогда жила в состоянии такого творческого хаоса. И просто поддалась обаянию агентов, которые подробно рассказали о программе страхования.
В какой-то момент — в силу жизненных обстоятельств — Ксении понадобились деньги. И она без проблем расторгла договор со страховой компанией. Но спустя короткое время заключила снова. Она уверена: так копить деньги намного проще.
— По условиям договора, мой ежемесячный взнос — 10 долларов. После наступления страхового случая (выхода на пенсию) — компания равными долями будет мне выплачивать премию. Сейчас не вспомню точные суммы, но это сопоставимо со средней белорусской пенсией, то есть примерно 150 долларов в месяц. Таким образом, мои доходы будут в два раза выше — и я смогу позволять себе больше. Но если вдруг финансовые аппетиты к наступлению пенсии будут расти, всегда можно изменить договор, увеличив взносы и сумму накоплений. Я выбрала именно такой вариант, хотя можно забрать и всю сумму сразу после выхода на пенсию. Но, думаю, несмотря на зрелый возраст, я останусь женщиной. И могу быстро потратить даже большую сумму. Причем, вряд ли это будут мешки гречки на «черный день». Вдруг я захочу купить кубинских сигар, билеты на какие-нибудь острова и писать там мемуары? Поэтому надежней для меня разбить страховую премию на ежемесячные выплаты.
Почему белорусы все чаще отказываются от страхования жизни и неохотно копят на вторую пенсию
По мнению Ксении, люди зачастую не очень хорошо понимают, как вообще работает страховая система, «хотя в этом нет ничего сложного».
— По крайней мере, не сложнее банковского депозита. Каждый может сам выбрать комфортную сумму, которая не скажется на его семейном бюджете, но зато уже в преклонном возрасте позволит улучшить уровень жизни, — говорит Ксения. — Я работала в банке и знаю, что достаточно много людей в Беларуси копят деньги. Но, как правило, хранят их на депозитах. Или вообще дома — для надежности. Старшее поколение опасается любых финансовых рисков. Они помнят сберегательные книжки, которые «сгорели» вместе с распадом Союза, финансовые пирамиды в 90-х… Наверное, поэтому люди опасаются вкладывать деньги, но переживать здесь точно не стоит. Ведь взносы тоже перестраховываются (уже непосредственно компанией), а выбирая несколько инструментов для увеличения накоплений, человек полностью диверсифицирует риски. И зарабатывает на своих деньгах, не позволяя инфляции их обесценивать.
Ксения считает, что «белорусам ничего не мешает готовиться к этому в молодости».
— Пусть это будет 3 или 5 долларов в месяц. Но просто подсчитайте, какая сумма набегает за 10, 20 или 30 лет. И приплюсуйте проценты. Меня вдохновляет пример нескольких эпатажных пенсионерок, на которых я подписана в Инстаграмме. Вот почему нет? Выйти на пенсию, покрасить волосы в яркий цвет, водить хамелеона на поводке, уехать в отпуск в экзотическую страну. Не уверена, что мне хватит именно пенсионных накоплений. Но, благодаря этим деньгам, можно будет чувствовать себя хотя бы чуть-чуть увереннее в старости.
«На примере европейских пенсионеров на курортах мы видим, что ничего невозможного в этом нет — вопрос денег»
35-летняя Татьяна работает специалистом по таможенному декларированию. Договор страхования второй пенсии она оформила в валюте в 2013-м году. Сумма взноса составляет около ста рублей в эквиваленте, а выплаты могут отличаться. Так как соглашение о них будет подписано уже по достижению пенсионного возраста. Это либо единовременная выплата, либо сумма с рассрочкой. Причем есть градация — пожизненно или на срок 20 лет. Родные Татьяны по-разному отнеслись к ее решению застраховать свою старость.
— Часть друзей последовали моему примеру, но были и противники такой инициативы. Близкие, с учетом постсоветского прошлого, вообще настроены крайне негативно. У нас до сих пор сохранились страховки на мое 18-летие и к свадьбе. Родители в свое время изрядно на них потратились, но, как известно, все «сгорело», — говорит Татьяна. — Моя бабушка проработала всю жизнь. Но по фактической сумме ее пенсия совсем чуть-чуть отличалась от выплат ее соседки и подруги, которой государство платило социальную пенсию, так как она долгое время не работала.
Существующую пенсионную систему в стране Татьяна считает «не отвечающей всем современным реалиям».
— Нация стареет, а это значит, отчисления трудоспособного населения не смогут в полной мере покрыть все необходимые расходы. Мы редко увидим среднестатистическую белорусскую женщину третьего возраста (мужчину и того реже из-за еще более низкой продолжительности жизни) где-нибудь на экскурсии в Египте. А если наша пенсионерка захочет поехать на море в инвалидном кресле, в сопровождении медицинского сотрудника — то это вообще из области фантастики. Хотя на примере европейских пенсионеров на курортах мы видим, что ничего невозможного в этом нет — вопрос денег, — отмечает женщина. — Но, в то же время, искренне считаю, что «революционные» переходы — не выход из сложившейся ситуации.