Опасная детская площадка, угроза от лоджий, текущие офисы: жители сражаются с застройщиком
Дом по Сморговскому тракту, 9, пожалуй, легко войдет в тройку самых проблемных в Минске. Строили его четыре года, достроили чудом, но до сих пор сдали не полностью — вторая очередь зависла, ее даже отключили от отопления. Товарищество собственников бьет в колокола — если застройщик «косяки» не исправит, дом через пару лет может стать аварийным. Позиция застройщика — товарищество собственников мешает своими действиями сдать объект.
Застройщик — ЗАО «Белкоммунстроймонтаж», до этого дома не без проблем достроил соседний. Строительство 9-го начали рекламировать в 2010-м, первые дольщики появились в 2011-м, само строительство началось зимой 2013-го. Сдали жилую часть дома к концу 2016-го — уже находясь под угрозой смены застройщика.
И.о. председателя товарищества собственников Олег Рачинский и несколько жильцов показывают качество работ, которое наводит на подозрение — комиссия принимала дом, лишь бы наконец закрыть тему долгостроя.
Главная боль 108 владельцев квартир, вложивших в каждый метр по 1400—1650 долларов, это красивые лоджии.
Вообще-то они должны были быть менее красивыми, не панорамными, теплыми. Но застройщик, не спрашивая дольщиков и не оформляя изменения допсоглашениями, «улучшил» проект.
— Во-первых, увеличил площадь лоджий, и людям пришлось доплатить за них по 2−5 тысяч долларов, — говорят жильцы. — Лоджии холодные и текут. Вода — конденсат и просачивающиеся сквозь зазоры в металлической конструкции капли, а то и струи идут по всему стеклянному фасаду изнутри на нижние этажи. В мороз мокрый бетон замерзает, становится теплее — оттаивает, в общем, разрушается. Плюс нижние лоджии сложно под что-то использовать — там вечные лужи на полу. И эти лужи стоили немалых денег.
Исправить сами жильцы ситуацию никак не смогут — железная конструкция с одним стеклом — общая, по факту это панорамный фасад. Если «навесить» теплые стеклопакеты, он просто не выдержит нагрузки. Сэкономили на всем — в окнах нет режима проветривания, они открываются, как дверь. Поток воздуха, хлопок — и стекло полетит вниз, на ту же детскую площадку.
Детская площадка — второй «косяк» застройщика. У дома нет нормальной дворовой территории — место для игр детей запроектировано на стилобате, под площадкой — большое офисное помещение, еще ниже — паркинг. Жильцы говорят, с трудом добились, чтобы застройщик поставил горку и качели. Но все равно детей на площадку не пускают. Боятся.
Ограждения по начальному проекту должны были устанавливаться на бортике, их (скорректировав проект) поставили изнутри на столбики, которых не должно быть ни на одной нормальной детской площадке.
Правда, высота ограждения достаточная. По всему периметру. Товарищество теперь не знает, как убрать с площадки снег. Через ограждения не перебросишь, калитки никакой нет. Только если на носилках по лестнице выносить…
Но это тоже только часть списка. В первом пусковом есть в цокольном этаже офисное помещение (а офисы относятся ко второму пусковому). И в углублении нет ничего, что обеспечивает отвод воды от цоколя.
— Сыро у нас постоянно, так что лужи тут регулярное явление. Четыре года они с этой стороны уходят в фундамент. Если это не прекратить, часть фундамента разрушится. Но тут вообще нет системы водоотведения — ее нужно делать. Мы не раз писали об этом застройщику. Вся стена офисного помещения насквозь проросла плесенью…
Как приняли с таким дефектом дом, и.о. председателя ТС не может понять. Кстати, первого председателя привел застройщик — акт ввода дома подписан без единого замечания. С тех пор сменилось шесть председателей. Олег Рачинский — самый стойкий.
Отправил гору писем и обращений во все инстанции с просьбой сменить нерадивого застройщика. Логика его проста: застройщик исправлять ничего не хочет, сейчас попытается ввести второй пусковой, а обслуживание повесят на товарищество — так полагается по закону. Что за ворох проблем грядет, жильцы демонстрируют дальше.
Это второй пусковой — паркинг и встроенные помещения над ним и в том же уровне. Все это «добро» за долги отключено от электричества и отопления. Что, как известно, для новостроек губительно. Застройщик не раз пытался, но так и не осилил гидроизоляцию — с детской площадки вода идет вниз по стыкам. Когда начнет таять снег, с потолка пойдет капель.
А на фото выше — темное помещение офиса с инженерным оборудованием для второго пускового. Товариществу нужно будет его обслуживать. Чтобы получить больше квадратов для продажи, застройщик закуток с оборудованием отгородил от коридора, увеличив площадь офисного помещения. Теперь до него — три двери, которые будут принадлежать какому-то юрлицу. И ТС уже понимает: доступа туда не будет. Кроме того, в офисной части уже заложены проблемы с канализацией.
— Сейчас пытаются этот пусковой сдать, меня в комиссию не хотят включать — потому что не хотят исправлять все это, — говорит и.о. председателя. — Разговаривал с владельцами помещений, они устали ждать: «Пятый год ждем оплаченное, нам бы хоть что получить…»
И.о. председателя говорит: на все заявления получил реальную поддержку только от министра архитектуры и строительства. Тот поручил разобраться, приезжала комиссия. Правда, там наслушался, что у него, жителя дома, некий корыстный интерес, а потому он всем (в частности, застройщику и тем, кто умудрился принять дом с таким количеством брака) мешает.
Застройщик не только не скрывает нелюбви к руководителю товарищества. Он ее заверил печатью и подписью. Раскидал на днях по ящикам письмо к жильцам. Угрожает, что подаст на товарищество в суд за распространение порочащих деловую репутацию сведений, а платить за судебные издержки придется владельцам квартир.
По поводу того, что Рачинский «наносит материальный ущерб» жильцам люди только плечами пожимают. И припоминают застройщику как гигантские доплаты за текущие лоджии, «косяки» в своих квартирах, добиться исправления которых за счет застройщика не удалось и пришлось опять-таки доплачивать, так и пеню за задержку сдачи дома, которую так никто и не увидел.
Вспоминают паркинг, которые оплатили несколько жильцов (а продавались машиноместа по 8−12 тысяч долларов), но так и паркуются, где найдут щель… В общем, эти аргументы посильней «Белкоммунстроймонтажевских».
Оперативно связаться с руководством компании не получилось. В Стар РМ (а телефон у них и «Белкоммунстроймонтажа» общий) сообщали, что директор на месте отсутствует.
Кстати, смена застройщика, которую требует ТС, не на руку и тем, кто ждет помещения во втором пусковом комплексе. Потому что бесплатно никто исправлять брак не будет, а доплачивать и ждать уже все устали.