"Прокуратура еще будет разбираться". Горожане обсудили комплекс у Свислочи в центре Минска
Сегодня в администрации Центрального района обсудили воздействие на окружающую среду запланированного возле гостиницы «Беларусь» молодежного развлекательного центра. Кто собирается его строить и какие вопросы задавали минчане — в материале TUT.BY.
Что и кто хочет строить?
Многофункциональный молодежный развлекательный центр планируют построить на Сторожевской, 11 — на месте бывшего подземного бункера возле гостиницы «Беларусь». Надземная часть объекта будет не выше четырех этажей, с офисной частью, выставочными залами, помещениями общепита, конференц-залом, подземным гаражом-стоянкой, многозальным кинотеатром и прочими развлекательными площадками. Три подземных этажа займет отдельный гараж-стоянка на 130 машино-мест, а также зона технических помещений.
Застройщиком молодежного центра выступает ЗАО «Комкон», основанное бизнесменом из «первой волны» Василием Бойдаком. Компания работает на строительном рынке с 1990 года и за это время построила около 200 тысяч квадратных метров недвижимости. В частности, «Комкон» в 1996 году возвело первый в Минске современный бизнес-центр на улице Воронянского с одноименным названием, а в 1997 году построило престижный дом на Чкалова, 18. По информации «Ежедневника» в эту многоэтажку заселился тогдашний генпрокурор Олег Божелко, дети помощника президента Сергея Посохова и телевизионщик Александр Зимовский.
Как оказалось, площадка возле «Беларуси» у «Комкона» появилась еще раньше. По словам гендиректора компании Николая Шведа, 1993 году ЗАО приобрело подземный бункер возле гостиницы «Беларусь». Соответственно, земельный участок передался компании для обслуживания этого сооружения. Потом был архитектурный конкурс на предмет того, что здесь построить, но в связи с финансовыми вопросами это дело откладывалось до 2014 года, когда «Комкон» получило разрешение столичной мэрии на проектно-изыскательские работы.
Запроектировала объект известная компания «Воробьев и Партнеры» (она выиграла конкурс на проектирование этого здания еще в 1995 году), а Научно-методическая Рада при Минкульте дала свое добро на размещение комплекса возле «Беларуси». Здание планируют начать строить в июне 2018 года, закончить — в декабре 2019-го. По словам Шведа, объект обойдется в сумму от 10 до 20 миллионов долларов.
Сегодня же минчанам предложили обсудить влияние будущего объекта на экологию района.
«Вы будете ПДП подгонять под этот проект, а не наоборот?»
В зале собралось несколько десятков человек. Из местных — люди старшего поколения, из общественных активистов — молодежь.
Сначала коротко выступил Олег Воробьев, потом — автор отчета об оценке воздействия на окружающую среду, инженер-эколог Анна Викторчик. Со слов спикеров, никаких негативных последствий от нахождения комплекса возле Свислочи не предвещается.
Ожидаемо, местные в это не поверили и начали высказываться о нецелесообразности строительства объекта. Доводы не всегда были обоснованы чем-то другим, кроме «мы против», «Свислочь будет загажена», «Чиж нам тоже обещал», «мы будем писать президенту» и так далее.
Более конкретный, но не относящийся к экологии вопрос, подняли активисты. На нем и остановимся.
Чтобы понимать основную формальную проблему, со слов руководителя проекта «Город для горожан» Дениса Кобрусева опишем процедуру проектирования и строительства на этом участке в охранной зоне. Как рассказывает активист, согласно Генплана, для проектирования этого объекта возле Свислочи нужно пройти минимум следующие этапы.
— разработать проект детального планирования (ПДП);
— провести его общественное обсуждение и ряд экспертиз;
— утвердить ПДП решением Мингорисполкома.
— А на сегодняшний день нет ПДП, который бы прошел общественное обсуждение и экологическую экспертизу. Соответственно, пятна застройки нет, — сказал Кобрусев.
Воробьев ответил, что ПДП разработан «Минскградо», но пока не прошел утверждение.
— Но тем не менее Министерство культуры рассмотрело это и внесло предложение внести поправку в проект [застройки] реки Свислочь, и внести туда этот проект.
— Вы говорите, что вы разработанный детальный план будете подгонять под этот проект, а не проект к детальному плану? Это так не работает, — отметила юрист, сидящая рядом с Кобрусевым.
Точки над «і» попробовала расставить глава отдела архитектуры и строительства Центрального района Виктория Долговская. Она рассказала, что проектирование комплекса вели с 2014 года на основании решения мэрии, а Генплан утвердили указом президента только в 2016-ом.
— Следовательно, при корректировке Генплана, размещение объекта прорабатывалось и учитывалось. (…) Безусловно, этот объект учтен в детальном плане, который после согласований будет предоставлен на обсуждение в администрацию.
Выходит, формально детального плана нет. По словам Долговской, сейчас он находится в комитете архитектуры Мингорисполкома в неутвержденном виде. То есть, грубо говоря, имеет статус проекта. Поэтому Кобрусев и удивляется, как чиновники ссылаются на документы, которые не утверждены.
— И прокуратура еще будет разбираться почему Рада [Минкульта] решила выдать разрешение [на строительство].
И об этой проблеме говорили не только активисты, но и местные.
— Сначала родим ребенка, а потом будем заниматься его зачатием, — метафорично заметила женщина.
С таким же посылом к чиновникам обратился и Григорий Федоров из организации «Экодом».
— Вопрос к администрации: а вы не считаете, что в центре города размещать некий объект на стадии, когда у вас нет ПДП, вообще-то неправильно? Наверное, лучше бы повременить. Может перепутано, что должно быть сначала, а что дальше?, — спросил активист, но ответ ему пообещали дать письменно.
— Почему вы так спешите с этим объектом, если вопрос не завершен? Участок принадлежит ["Комкону"] 20 лет, и в чем такая поспешность сейчас? 20 лет не строили, а сейчас не можем дождаться всех необходимых документов, чтобы ни у кого не возникало вопросов, — продолжила юрист, но замглавы Центрального района Вадим Передня снял этот вопрос как не имеющий отношения к теме.
Сроков же утверждения плана детального планирования никто на собрании озвучить не смог. Поэтому нас ждет как минимум еще одно общественное обсуждение этого проекта.