Как подушки из поролона чуть не стали причиной ядерной катастрофы
Мы привыкли считать Гренландию ледяным островом, где температура даже в разгар лета держится около 0°C. Но ровно 50 лет назад температурный максимум мог быть тысячекратно побит, а лед на большой части острова растаять, и все потому, что гражданин США Альфред д’Амарио решил взять с собой поролоновые подушки. О том, как стремление к комфорту могло привести к катастрофе, читайте на 42.TUT.BY.
«Железный занавес» по-американски
1961 год, холодная война в самом разгаре, американцы составляют планы ядерных ударов по СССР, Кремль в спешном порядке совершенствует имеющиеся атомные боеприпасы. В мире царит крайняя подозрительность, а генералы держат «красные кнопки» поближе к себе.

Опасаясь внезапного удара Советов, американцы инициируют секретную операцию «Хромированный купол» — согласно замыслу десятки бомбардировщиков B-52 с ядерным оружием на борту барражируют над Северным Ледовитым океаном вдоль 84-й параллели, чтобы в случае опасности нанести мгновенный удар по СССР. К слову, столь опасный патруль просуществовал целых 7 лет.
К концу 1961 года добавили еще одну обязанность — наблюдать за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, входившей в систему раннего предупреждения о ракетном ударе «BMEWS».
Если связь со станцией прерывалась, летчики должны были определить, не является ли это результатом атаки коммунистов. Вскоре это стало их единственным заданием — «Хромированный купол» свернули после того, как американский стратегический бомбардировщик B-52G с термоядерным оружием на борту столкнулся с самолетом-топливозаправщиком KC-135 во время дозаправки в воздухе.
Как с помощью подушки уничтожить бомбардировщик
Комфорт в военном деле — вещь относительная. И когда светит провести десяток часов в полете, жесткое кресло бомбардировщика Б-52 становится подобием пыточного.
Запасной пилот вылетевшего 21 января 1968 года на патрулирование стратегического бомбардировщика Альфред д’Амарио решил провести отведенное время с комфортом и захватил с собой четыре поролоновые подушки. Точно неизвестно, как он с помощью них обустроился, но, наверное, с комфортом.

Когда пришла его смена, пилот сложил три подушки под сиденье, аккурат на вентиляционное отверстие системы отопления, а затем добавил туда же еще одну.
На большой высоте довольно холодно, и вскоре д’Амарио начал подмерзать, а чтобы согреться, он включил систему отопления. Горячий воздух стал поступать по магистрали и уперся в подушки, лежавшие на вентиляционном отверстии.
Вскоре в воздухе запахло паленым. Экипаж начал поиски источника запаха, и штурман, дважды осмотрев нижнюю палубу, заметил полыхающие подушки, огонь от которых перекинулся на проводку.

Потушить пожар не удалось, и капитан Джон Хог, находясь в 140 км от авиабазы Туле подал сигнал бедствия. Аварийную посадку совершить было невозможно: самолет настолько заполнился дымом, что дышать и читать показания приборов пилоты не могли.
Четырем членам экипажа удалось катапультироваться, и только второй пилот Леонарду Свитенко, которому не хватило катапультного кресла, погиб, пытаясь покинуть горящую машину через задний люк.
Сотни пылающих Хиросим над Данией
На борту В-52 в тот момент находилось четыре атомные бомбы B28FI мощностью 1,7 мегатонн каждая. Для сравнения: мощность атомной бомбы «Толстяк», сброшенной на Хиросиму, составила всего 18 килотонн. Огромный неуправляемый самолет со смертоносным грузом на борту рухнул в Северный залив, который находится в 11 км от Туле.

От пожара и удара в бомбах детонировала взрывчатка, однако ядерной реакции не произошло. Но и этого хватило, чтобы превратить B-52 в «грязную бомбу», загрязнившую радиоактивными веществами окружающий место крушения ландшафт.
Горящие обломки корпуса самолета расплавили лед, и урановый сердечник одной из бомб утонул.
Операция Crested Ice
Катастрофа B-52 вызвала серьезный дипломатический кризис и вдобавок привела к экологической катастрофе. Дело в том, что Гренландия принадлежит нейтральной Дании, которая в свою очередь в 1957 году объявила себя безъядерной зоной и как бы не позволяла летать самолетам с ядерным оружием через свое воздушное пространство. А тут выяснилось, что самолеты не только летали, но и уронили четыре ядерные бомбы на датскую территорию.

Операция по ликвидации катастрофы получила название Crested Ice и длилась почти восемь месяцев. За это время на месте аварии рабочие вырубили 6,7 км³ зараженного льда. Дыру, где раньше был лед, засыпали тоннами песка. В экстремальных условиях (температура держалась в районе -50 по Цельсию) трудилось более 2500 датчан и американцев.
Найти удалось только три бомбы, урановый сердечник четвертой найти так и не удалось. Он до сих пор лежит на дне залива Северной звезды.
Что касается членов экипажа бомбардировщика, то командир Джон Хог и запасной пилот Альфред д’Амарио приземлились благодаря парашютам прямо на территорию авиабазы. Дольше всего продолжался поиск Кертиса, покинувшего самолет первым и приземлившегося в 9,7 км от базы. Выжили все члены экипажа, за исключением Леонарду Свитенко.
Читайте также: «Что за черт там летит»: как американцы использовали унитаз вместо бомбы