"Квадрат": 9 из 10. Невероятно смешная сатира на современную Европу в минском прокате

Источник материала:  
23.11.2017 08:19 — Разное

Минскому прокату по наследству от «Лiстапада» достался «главный фильм года» — шведский «Квадрат». AFISHA.TUT.BY рассказывает, почему его нужно смотреть даже тем, кто не интересуется современным искусством.


О чем кино:

Кристиан — директор галереи современного искусства, шведский денди. Однажды утром по пути на работу карманники нетривиальным образом выуживают у него из кармана бумажник и телефон. Кристиан отслеживает смартфон по GPS до многоквартирного дома. И ему в голову не приходит ничего лучше, кроме как бросить записку с угрозами во все почтовые ящики. Параллельно музей Кристиана ведет подготовку к открытию инсталляции «Квадрат» — территории, переступив границы которой люди могут рассчитывать на помощь и поддержку посторонних.

Мнение каннского жюри относительно лучшего фильма года разделили не все. Российская пресса ждала, что награду получит Звягинцев, у американских журналистов разбегались глаза, французы вовсе ни на что не надеялись (ну не новому же Озону вручать «пальму»). Швед Рубен Остлунд в отличие от своих коллег не шокирует, не играет в драмы на разрыв аорты, не увлекается модной нынче темой беженцев. Он снимает сатирическую комедию. И в этом его главный радикализм.

Найти в каннском конкурсе кино, которое говорит на серьезные темы, не надувая щек, непросто. Насупившийся взгляд, который раньше был так к лицу первому эшелону режиссеров, сегодня утрачивает актуальность. И победа «Квадрата» — красноречивое тому доказательство.


Инсталляция «Квадрат» по сюжету расположится на площади аккурат перед королевским дворцом, который сам превратится в музей современного искусства. Оцените иронию в сцене, где демонтируют статую короля на лошади, чтобы расчистить место для образца современного искусства. Не это ли сделал сам Остлунд?

«Квадрат» соткан из нескольких параллельно развивающихся историй-фельетонов. У них общие герои, но это не спасает фильм от ощущения рваного нарратива. Зато идет на руку жанровой полифонии, с которой «Квадрат» разгоняется от комедии ситуаций и абсурда до детектива, а затем и триллера. Только скажите, что не почувствовали острое напряжение в эпизоде на банкете.


Да и сам фильм «Квадрат» для богемной публики — как артист Олег Рогозин на том банкете. Смешной и неловкий, пока не начнет взаимодействовать конкретно с вами. И чем больше параллелей нащупываешь, тем сложнее выдавить улыбку. Отчего во время просмотра создается ощущение массового сеанса психотерапии. Мысль, которая не покидает все время, предельно простая: что общего у ценностей, которые пропагандирует современное общество, и самого этого общества? Где проходят границы толерантности и политкорректности и в какой момент дает сбой переключатель между моралью и инстинктами.


Предыдущие фильмы Остлунда («Гитара-монголоид», «Добровольно-принудительно», «Игра») рассуждали скорее о современной Швеции. «Квадрат» же раздвигает границы и говорит о том, что собой сегодня представляет Европа и система ее ценностей на примере страны «победившей толерантности». Место действия для Остлунда имеет значение не только по каким-то патриотическим соображениям. Просто где еще так уважают права меньшинств, что уволь компания гея за то, что тот плохо работал, директору придется следом уволиться самому — заклеймят гомофобом.

Тем самым у Остлунда по щекам получают все: и нерадивые журналисты, и беспринципные пиарщики, высокомерные галеристы, снобы от современного искусства и сам совриск, богема, высший свет, евреи, датчане, мигранты, демократичная Швеция. Пощечина эта будет гореть еще долго, до тех пор, пока все озвученные конфликты не перестанут быть актуальными.


Можно решить, что «Квадрат» не имеет ничего общего с белорусской действительностью. Что история об инсталляции, внутри которой договариваются быть толерантными и политкорректными, но на деле ничего не работает, — не про нас. Что наши властные круги не заботит блеск мишуры на пышных банкетах, посвященных, скажем, открытию фестиваля. Что уж мы бы точно не стали спекулировать в пиаре на жестких темах и не спутали бы современное искусство с мусором. И, наконец, у нас бы явно не поднялась рука снести былое наследие ради новомодной яркой игрушки. Нет, конечно, ну что вы.

Когда: с 23 ноября.

Где: Falcon Club Бутик Кино, «Пионер».

Сколько: от 5 рублей.

←Мнение: "Наши дети не знают, кто такой Вронский, но могут рассуждать о расизме. Они не тупые - они свободные"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика