"Иногда биатлонисты дают билеты на гонки и приглашают на чай". Белорусы - о поездках на Кубок мира
В воскресенье стартует новый биатлонный сезон. Нашим болельщикам он интересен как минимум Олимпиадой, полноценным камбэком Дарьи Домрачевой и возможностью «пробить» парочку выездов на этапы Кубка мира. SPORT.TUT.BY узнал у фанатов, во сколько обходятся такие биатлонные турне и как белорусы со средней зарплатой могут позволить себе поездку в Альпы.
Какие этапы подойдут для первой поездки на Кубок мира?
Опытные болельщики рекомендуют новичкам самые массовые этапы: Антхольц, Рупольдинг или Хохфильцен. Там всегда аншлаг, шумная тусовочная атмосфера, живописные пейзажи и морозная зима, которую мы начинаем забывать. А вот шведский Эстерсунд и финский Контиолхати, наоборот, отличаются практически камерной обстановкой.
— На стадионе в Эстерсунде можно занять места в первом ряду, даже если прийти за пять минут до гонки. На трибунах совсем мало людей. Зато в биатлонные центры Рупольдинга или Антхольца надо приезжать часа за три, а то и пять, — рассказывает белорусский болельщик Сергей Хмельницкий, посетивший почти все этапы Кубка мира.
Кстати, Владимир Чепелин тоже отмечал скучную атмосферу на стадионах в Швеции и Финляндии.
— В Хохфильцене спортсменов можно поддерживать на расстоянии вытянутой руки. Бывает, даже слегка задеваем биатлонистов флагами, размахивая ими слишком сильно, — рассказывает минчанка Яна Клепицкая, которая регулярно ездит на биатлон с 2013 года. — В Контиолхати из-за планировки стадиона удается стоять не ближе, чем в пяти метрах от биатлонистов. Конечно, нет такого контакта и ощущения борьбы.
Поездка в какую биатлонную страну выйдет самой бюджетной?
Традиционно недорогим считается выезд в Нове-Место. По сравнению с другими биатлонными странами цены на жилье в Чехии радуют.
— Обеды и ужины там стоят даже дешевле, чем в Беларуси, а места вдоль трассы раньше можно было занять абсолютно бесплатно. Вся поездка обходится в 150−200 евро, — рассказывают болельщики.
Правда, в календаре этого сезона чешский этап отсутствует. По прогнозам фанов, самым привлекательным с финансовой точки зрения станет российская Тюмень.
— Вообще, выезд на любой этап можно вписать в 300−400 евро. Главное, все грамотно продумать, — по собственному опыту знает Сергей Хмельницкий.
Кстати, Белорусская федерация биатлона иногда организовывает фанатские выезды на этапы Кубка мира. Это комфортный вариант для начинающих путешественников, которые пока не набили руку в разработке самостоятельных трипов.
С чего начинать планирование выезда?
Важно заранее позаботиться о бронировании жилья и билетах на транспорт. В большинстве биатлонных стран выгоднее арендовать апартаменты на четыре-пять человек.
— Причем делать это надо за несколько месяцев, а то и за полгода. В разгар лыжного сезона спрос на жилье в горах очень высок, — говорят белорусские путешественники. — Средняя стоимость апартаментов в 50−70 километрах от стадиона — 20−25 евро за сутки с персоны. А вот в Осло придется отдать эту же сумму за койко-место в хостеле в номере на шесть-восемь человек.
Самый удобный транспорт для выездов — это автомобиль. Он позволяет селиться в часе езды от стадионов, что значительно дешевле, чем проживание в отеле рядом с биатлонным центром.
— Большинство популярных биатлонных комплексов расположены близко друг к другу. Например, расстояние от Рупольдинга до Антхольца или от Антхольца до Хохфильцена — примерно 150 километров. Болельщики часто устраивают январское турне, приезжая на все три альпийских этапа. Я тоже был в таком путешествии. Поверьте, от биатлона невозможно устать, — рассказывает Сергей Хмельницкий.
На машине легко оставаться мобильным: можно съездить на экскурсию в соседний город или притормозить в торговом центре по пути на этап. В основном биатлонные комплексы расположены в горах или лесной глуши, а не в столицах, поэтому до них не добраться на городском автобусе или пешком. Спасают шаттлы, которые курсируют по расписанию накануне гонок и после них. Самолет подойдет для путешествий в Тюмень, Холменколлен или Рупольдинг. Рядом с ними находятся крупные аэропорты, куда летают лоукосты.
Где покупать билеты на гонки?
Билеты можно купить по интернету либо приобрести на месте. В кассах реально взять тикет на соревновательный день либо пакет на все гонки этапа. Цены разнятся от страны к стране.
— Например, в Рупольдинге билетный пакет на трибуну стоит примерно 140 евро, а на места вдоль трассы — 90 евро. В Хохфильцене проход на все гонки на трибуны — 50 евро, вдоль трека — 30. Дневной билет в Германии и Норвегии стоит около 25 евро, — рассказывает Наталья Грабарь из Бреста, «пробившая» три выезда на Кубок мира.
Опытные фанаты делятся лайфхаком:
— Иногда билеты предоставляет команда. Те, кто давно путешествует на этапы Кубка мира, уже подружились с белорусскими спортсменами. Без проблем можем написать им СМС и попросить пару билетов.
А зачем куда-то ехать, если можно посмотреть биатлон по телевизору?
У настоящих поклонников биатлона такого вопроса не возникает. Они выезжают на гонки за эмоциями, собирая компанию из таких же ярых любителей зимнего спорта, заполняя термосы глинтвейном и горячим чаем и откладывая средства на биатлонные турне еще в течение года.
Работая педагогом-психологом, Наталья Грабарь старается посещать хотя бы один этап Кубка мира за сезон.
— Дважды была в Хохфильцене и один раз в Рупольдинге. Каждая поездка обходилась примерно в 350 евро. Понятно, что у школьного психолога небольшая зарплата. Уже с лета начинаю откладывать деньги. Заранее вношу биатлон в статью расходов и не особо ограничиваю себя в остальных покупках, — говорит белоруска.
Фанаты из разных стран моментально сливаются в общую группу и за пару минут становятся дружной биатлонной семьей, громко поддерживая и своих, и чужих.
— Конечно, наши фавориты — это белорусские спортсмены. Но поддерживаем абсолютно всех. Немцы и норвежцы обычно кричат «Оп-оп-оп!» и крутят трещотки. А мы любим подбадривать каждого спортсмена по имени. Берем стартовые составы, выстраиваемся вдоль трассы и поддерживаем пробегающего мимо биатлониста. Некоторые атлеты даже оборачиваются, не веря, что именно их имена кричит целая группа, — рассказывает Наталья.
Яна Клепицкая вспоминает, как биатлонисты, реагируя на возгласы болельщиков, действительно ускорялись или, наоборот, сбивались с толку:
— Однажды мы решили запутать Туру Бергер, которая лидировала в гонке. Даша Домрачева шла примерно десятой с серьезным отставанием. Мы с ребятами начали скандировать: «Даша, давай!». Норвежка засуетилась, стала оборачиваться, не понимая, где Домрачева. А в одной из мужских гонок срывали голоса за Владимира Чепелина — так он на подъеме обошел сразу троих спортсменов. Мы даже испугались: не скажется ли такой рывок на его стрельбе.
Иностранцы обычно ассоциируют белорусских болельщиков с победами Дарьи Домрачевой.
— Французские фанаты часто кричат нам вслед: «Дарья Домрачева forever!». А норвежцы в последние годы даже лезут обниматься, — смеются болельщики. — Самые шумные, наверное, немцы. Они любят взять в руки трещотки с полметра высотой и веселиться, попивая шнапс.
Какими биатлонисты оказываются в реальности?
Выезд на этапы — отличная возможность лично пообщаться со спортсменами. Белорусы рассказывают, что наша сборная очень открытая и отзывчивая, «если не садиться ей на голову».
— Пару лет назад, когда Даша Домрачева еще не была замужем, она всегда находила время на встречу с болельщиками. Просто перекидывались с ней или Надей Скардино СМС и договаривались, когда можно будет подъехать в гостиницу на чаепитие с командой, — рассказывает Сергей Хмельницкий. — Сейчас у Дарьи семейные заботы, маленькая дочка. У меня у самого маленький ребенок, так что прекрасно понимаю ее занятость.
Брестчанка Наталья добавляет:
— Биатлонистам приятно видеть верных болельщиков. Анна Сола как-то даже сказала при встрече: «Вы прям как наши родственники. Такие уже родные души».
По словам белорусских поклонников биатлона, почти все спортсмены легко идут на контакт. Хотя у каждого фаната есть свой позитивный и негативный опыт общения с кумирами.
— Например, Мартен Фуркад всегда отзывается на просьбы болельщиков. К французу можно относиться по-разному, но никто не будет отрицать, что Фуркад, как и Бьорндален, — это великие личности. Несмотря на свои заслуги и статус, они не отказывают в фото или автографах. А вот Эмиль Хегле Свенсен и Габриэла Коукалова часто проходят мимо. Многие их за это недолюбливают. Сам наблюдал, как того же Свенсена приходилось звать минут десять, прежде чем он повернет голову в сторону трибун, — рассказывает Сергей Хмельницкий.
Российскую команду наши болельщики называют более закрытой, чем остальные. Тут главное — словить правильное настроение.
— Русские любят задрать головы — и вперед. Не самая контактная сборная. Их настроение чаще всего зависит от результатов. Хотя в конце этапов большинство спортсменов уже расслаблены, и россиян тоже можно увидеть в отличном расположении духа.
Чешская сборная одна из самых дружелюбных. Однажды познакомились на трассе с папой биатлониста Ондржея Моравца. Целый день провели рядом с их семьей, вместе болея и слушая от отца Ондржея биатлонные байки, — вспоминают белорусы.