"ДТП с детьми происходят даже в идеальных условиях". Почему минские водители не ставят автокресла
С 16 января 2015 года водителей автомобилей обязали перевозить детей до 12 лет и ростом до 150 см в детском удерживающем устройстве. Даже после изменений в ПДД не все родители покупали автокресла для своих детей и «попадали» на штраф. Изменилось ли что-нибудь спустя почти три года после нововведения? AUTO.TUT.BY подежурил возле детских садов и школ в Минске и пригороде и посмотрел, как автомобилисты привозят детей.
Согласно пункту 178 ПДД, перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, — в возрасте до 5 лет; устройств и иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, — в возрасте от 5 до 12 лет. Но допускается перевозка без удерживающих устройств детей до 12 лет, если рост ребенка превышает 150 см, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозить детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием удерживающих устройств, спинка которых развернута к лобовому стеклу, если переднее сиденье имеет фронтальную подушку безопасности (или если ее механизм не отключен).
При несоблюдении этих правил водителю грозит штраф в размере до 4 базовых величин (до 92 рублей). За повторное подобное нарушение придется заплатить от 2 до 8 базовых (до 184 рублей).
Минск
Около 8.00 AUTO.TUT.BY был в центре города — возле детского сада № 26 на улице Слесарной. У этого дошкольного учреждения высокий рейтинг и хорошие родительские отзывы — все это способствует тому, что детей сюда привозят с разных концов города на машинах.
Не раз и не два местные жители замечали, как дети высскакивали из авто с передних сидений — порядка нет! А вот когда здесь в последний раз видели сотрудников ГАИ Минска, которые бы контролировали и проверяли наличие автокресел в машинах, никто так и не вспомнил.
На стоянку подъехал трехдверный Citroen C2. За рулем — молодая женщина, а на заднем пассажирском сиденье — мужчина, к руке которого прижалась маленькая девочка. Детское кресло в машине было, но оно было сдвинуто в сторону, малышка в нем не сидела.
— Вы не подумайте, мы законопослушные, перевозим ребенка только в кресле. Мы оба водители, знаем, что нарушать нельзя. Это же безопасность! Но вот сегодня сделали исключение — дочка была у бабушки и очень соскучилась по папе, — пояснили родители девочки.
Еще одна женщина на Opel Signum привезла ребенка пристегнутым штатным автомобильным ремнем — детского кресла в салоне не было.
— Есть у нас автокресло, не перекинули из другой машины. Ну и что такого? Нам здесь две минуты ехать, ничего страшного не вижу. Тем более что я ребенка пристегнула, — отмахнулась женщина рукой.
Около получаса AUTO.TUT.BY понаблюдал за автомобилистами, которые привозили дошколят в садик. Из четырнадцати машин, подъехавших к детскому саду, в восьми водители перевозили детей с нарушением ПДД. В салонах большинства авто детские автокресла были, только вот дошкольники в них не сидели или не были пристегнуты. Практически у всех водителей была одна отговорка: «нам ехать недалеко, ничего страшного».
Законопослушных водителей оказалось меньше — всего шесть.
— Сына с самого рождения перевожу только в автокресле и обязательно пристегиваю его. В общем-то он нормально сидит в нем, конечно, бывает плохое настроение, но это не причина для того, чтобы я не пристегнула его, — рассказала водитель Kia Sportage.
Павел на Jaguar привез пятилетнюю дочку Алесю в детский сад пристегнутой в автокресле.
— Ехать нам близко: от дома до садика минуты четыре, не больше. Но ребенок всегда в кресле и всегда пристегнут. Моему старшему сыну 16 лет, и когда он садится в авто сзади, то тоже пристегивается, хоть это и необязательно по ПДД.
Мужчина предположил, что сейчас родителей, которые перевозят своих детей в машине без автокресла и непристегнутыми, уже не осталось.
— Все же понимают, что это безопасность. По крайней мере, среди моих знакомых таких безответственных нет.
Минский район
AUTO.TUT.BY отправился в поселок Мачулищи, который находится в 10 км от МКАД. Небольшое расстояние до Минска способствует тому, что многие местные жители ездят в столицу на работу на личных авто. А перед началом трудового дня мачулищанцы, у которых есть дети, привозят их в единственную среднюю школу в поселке. Звонок на первый урок звучит здесь в 8.15, но уже за полчаса до начала занятий сюда направляется поток людей: пешком, на автомобилях и даже, несмотря на холодную погоду, — велосипедах.
За полчаса, которые AUTO.TUT.BY находился возле школы, привезли детей около сорока автомобилей, и лишь в 4 автомобилях ребята находились в автокреслах. В остальных машинах дети сидели и даже стояли в салоне авто.
— Мы в соседнем доме живем, вот и привез дочку! И не утрируйте про попадание в ДТП! Зачем вы снимаете? Я гражданин Беларуси и против этого! — возмущается водитель микроавтобуса VW, который привез ребенка на переднем сиденье.
— А зачем нам кресло? Мы его и не покупали. Так сыну 7 лет, и сидит он сзади, — показала полную неосведомленность в данном вопросе мама младшеклассника. А вот ее супруг, по всей видимости, о необходимости автокресла знал, но отшутился: «Оно там есть, просто вы его не замечаете, оно невидимое».
— Времени нету ставить кресло — опаздываем. Видите: и колесо в машине спустилось, — выскочил автомобилист из Renault, на переднем сиденье которого сидела маленькая девочка.
Незадолго до звонка к школе подъехала Lada. Из салона выскочили три мальчика: два с задних пассажирских сидений, один — с переднего. Автокресел в авто не было.
— Какие автокресла? У меня пятеро детей, и воспитываю я их одна. Разве я могу позволить себе купить автокресла? У нас ведь государство помощи в этом не оказывает! — почти кричит многодетная мать Светлана.
Женщина призналась: она недоумевает, для кого и зачем придумали эти изменения в ПДД?
— О нас, многодетных, совсем не думают. Вот поставлю я в свою машину три автокресла, а куда я еще двоих детей посажу, если понадобится куда-то ехать? Не у всех же есть джипы и микроавтобусы! Сменить машину на большую я не могу, но и отказаться от авто тоже нельзя — она мне для работы нужна. Насоздают правила, а зачем они такие нужны?
А вот в Сеницкой средней школе ситуация другая — из 17 водителей, которые привезли своих детей на занятия, всего в одной машине автокресла не оказалось.
«Всё, погиб!». ГАИ показала, что происходит с ребенком в машине без автокресла при аварии
Комментарий ГАИ Минского района: «Большинство аварий с детьми происходит в идеальных условиях»
— Сегодня большинство водителей понимают — детей надо перевозить в автокреслах из соображений безопасности. К сожалению, встречаются и сейчас автомобилисты, которые игнорируют это требование. С такими приходится беседовать, переубеждать, а даже наказывать штрафом, — говорят в ГАИ Минского района.
Сотрудники ГАИ отметили, что до сих пор многие водители пристегивают маленьких детей штатным ремнем безопасности, который предназначен для взрослых.
— Люди не знают или не понимают, что обычный штатный ремень, которым должны пристегиваться взрослые, при аварии может травмировать ребенка, особенно сильные повреждения от него наблюдаются в области живота.
Многие водители предпочитают перевозить детей в креслах, установленных на переднем пассажирском сиденье. Однако переднее место считается небезопасным. Туда автокресло ставится в крайнем случае, при этом надо отключить подушку безопасности. Также обязательно нужно проверить натяжение ремней — они не должны провисать. Наименьший риск получения травмы — на среднем месте второго ряда сидений.
— Еще на заметку информация тем родителям, кто считает, что аккуратное вождение спасет от попадания в аварию и, следовательно, освобождает от необходимости перевозить ребенка в автокресле. По данным ГАИ, большинство аварий с детьми произошло при идеальных для дорожного движения условиях. Так что, даже если вы водите аккуратно, от аварии вас ничто не застрахует. Поэтому не пренебрегайте безопасностью детей.
За 9 месяцев на дорогах страны погибли 14 детей, 207 получили травмы различной степени тяжести. Среди детей, получивших в ДТП смертельные травмы, шесть пассажиров, семь пешеходов, один велосипедист.
В Минском районе с начала года произошло 14 ДТП с участием детей, в которых 16 детей получили травмы. Из них 7 детей были пассажирами, 8 — пешеходами и 1 водитель скутера.