"Проект есть, налоги платим, но денег для нас нет": как жители пригорода Минска за свой счет делали дорогу
Сначала инфраструктура, потом — строительство. Это правило в сельсоветах зачастую игнорируют, нарезая земельные наделы в прямом смысле в чистом поле. Новоселы годами ждут, когда к их домам подведут электричество, газ. В редакцию обратились жители деревни Бровки Минского района, которые с 2009 года ведут переписку с чиновниками разных уровней: просят сделать хотя бы дороги. Своими силами они отсыпали сезонную дорогу, но это лишь временная мера. Людей возмущает и тот факт, что исполнительная власть отказывается с ними встречаться.
«Вам нужна дорога? Так и стройте за свой счет, у нас нет денег». Такой универсальный ответ слышат владельцы домов уже восемь лет. В общей сложности сельсовет здесь «нарезал» 60 участков. При выделении и продаже на аукционе всем новым владельцам обещалось, что коммуникации будут подведены в самые короткие сроки. Но из всего обещанного у людей на участках появилось только электричество и есть надежда, что в закопанном еще в 2014 году водопроводе будет вода.
— В 2012 году была надежда, что что-то сдвинулось с мертвой точки и в вопросе строительства дорог, — рассказывает «новосел», Екатерина. — Была разработана проектно-сметная документация, пройдена экспертиза по объекту «Устройство улиц, проездов квартала индивидуальной жилой застройки в д. Бровки». На этом все и закончилось: деньги на проект потрачены, а средств на дорогу не выделили. Теперь всю работу придется проделать заново — вышел срок действия экспертизы, она действительна 2 года.
В конце 2016 года президент обнадежил многих граждан, говоря о том, что в 2017 году власти намерены заняться дорогами местного значения, что деньги на их строительство выделит один из банков, а выплачиваться кредит будет за счет поступающего в казну транспортного налога.
Но на все запросы жителей Бровок, когда же будет начато строительство дорог, исполком Минского района дает ответ, что в 2017 году финансирование на них не выделялось. Более того, так как дороги нет, на баланс эксплуатирующих организаций ее не передавали, то и строительство ее в рамках президентского указа «не представляется возможным».
— Моя семья, например, платит два транспортных налога, — возмущается Екатерина, — Но мы ездим в Минск на работу по ужасного качества дороге — по бетонке, на которой не расходятся автобус и легковой автомобиль, идущий в противоположном направлении. Эта бетонка — единственный подъезд к деревням Бровки, Новинки, Куты, Семково, Семков Городок, Аронова Слобода. В самой же деревне, за исключением разве что улицы Центральной, отсутствует приемлемое дорожное покрытие, по которому я могла бы отвезти ребенка в садик. Почему житель Минска может пешком отвезти ребенка в сад или школу, а я не могу? Чем житель деревни хуже?
— Мы обратились в госконтроль, чтобы там разобрались, почему была заказана сметная документация, пройдена экспертиза, а к строительству так никто и не приступил, — говорит Екатерина. — Потрачены большие силы, средства, а вся работа, что была проведена, была отправлена «в стол».
Госконтроль так же направил «предложение» исполнительным органам (минскому районному исполнительному комитету и областному исполнительному комитету) о встрече с жителями деревни для разрешения вопроса по проблемам с дорогой. Люди, к чьим домам без проблем можно подъехать только в сухую погоду, очень ждали этой встречи. Они надеялись, что представители исполнительной власти, проехав по улицам Бровок, убедятся, что проблема есть и она серьезная. Однако встреча с чиновниками так и не состоялась.
— Нам пришло три письма, в каждом из которых говорится, что встреча нецелесообразна, так как финансирования все равно нет. А госконтроль, оказывается, не дал поручение, а предложил встречу.
В своем ответе госконтроль подсказал Минскому райисполкому где взять деньги — использовать денежные средства, полученные от проведения аукционов по продаже участков на строительство инженерно-транспортной инфраструктуры кварталов жилой застройки.
— Единственный, кто дал надежду — облисполком. После наших обращений к президенту, мы получили письмо, в котором говорится, что «учитывая сложившийся дефицит бюджетных средств, в связи с массовым поступлением обращений граждан по финансированию строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, особенно в районах индивидуальной жилой застройки, и с целью снятия социальной напряженности среди населения, вопрос привлечения финансовых средств Всемирного банка и Банка реконструкции и развития был рассмотрен коллегиально на рабочем совещании заместителем председателя Минского облисполкома Плавским О.А. с представителем ОАО „Белинвестбанк“ в лице исполняющего обязанности директора Романенко А.К.»
В письме так же говорится, что «по итогу совещания комитету по архитектуре
и строительству облисполкома и ГО „ЖКХ Минской области“ было дано поручение подготовить необходимый пакет документов и предоставить информацию о потребности в средствах для дальнейшего рассмотрения данного вопроса и выработки подходов по его решению». Теперь «вопрос рассматривается ОАО «Белинвестбанк».
— На форумах любят критиковать тех, кто «нахапали как нуждающиеся» участков в Минском районе, а теперь еще и требуют какой-то помощи. Да, мы ее ждем, но и сами не сидим сложа руки.
Пока «вопрос рассматривается», со своими проблемами жители Бровок пытаются справиться самостоятельно. На территории деревни действует кооператив, который за счет собственных средств строит линии газопровода (без привлечения госбюджета), занимается благоустройством озера, окружающей территории, организует детский досуг на открытом воздухе. Теперь люди сообща занялись строительством дороги, длиной около 2,5 километров.
— На то, чтобы насыпать гравия с камнями, разровнять и утрамбовать, мы потратили около 20 тысяч рублей, — говорит Екатерина. — Строили без проекта — в УКСе минского района нам его не дали. Отсыпали, ориентируясь на линию водопровода. Технику нанимали тоже за счет жителей деревни. Но дорога эта сезонная, после дождей она скоро станет вновь не проездной. Камни, на которые все дополнительно сбрасывались по 150 долларов, уже почти «впитались» в глину… Поэтому нам без помощи государства не обойтись, построить полноценную дорогу мы не сможем — нет таких денег, мы не миллионеры.
В то же время, в Бровках зреет недовольство не только местной исполнительной властью — и между соседями разлад. И все из-за дорог: те, кто раньше отсыпал к своим домам дорогу за свой счет — отгородил «свою» часть. Чтобы по ней не ездила и не разбивала покрытие тяжелая техника, которая строит дорогу остальным. В итоге, все друг на друга обижены.
— Все, что мы можем сделать сами — временное. Нужен асфальт. Почему мы платим дорожный налог, а дорог нет? Как жить в деревне, где к дому после дождя не подъехать? Вот если бы к нам хоть на минуту заехал президент и оценил уровень дорожной инфраструктуры и работу исполнительных органов на местах…