Упал отжался

Источник материала:  
09.10.2017 19:19 — Разное
Упал отжался

Автомобильный рынок страны нащупал дно и растет пятый месяц подряд

       Похоже, что во втором квартале текущего года рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране нащупал дно и развернулся к росту. Предварительные итоги третьего квартала свидетельствуют о 20%-ом росте в сегменте легковых автомобилей и беспрецедентном 65%-ом скачке спроса на коммерческие автомобили.

       Имеем ли мы дело с началом устойчивой траектории роста рынка легковых автомобилей или его отскоком от низкой базы середины прошлого года, станет ясно в ближайшие квартал-два.

       Хотя результат девяти месяцев текущего года пока хуже прошлогоднего, уже можно утверждать с высокой долей уверенности, что в годовой отчетности 2017-й окажется лучше 2016-го. Напомню, в 2016-ом в стране приобретено 30 600 новых легковых автомобиля.  Впрочем, как и в случае с ВВП, победителя двух лет может выявить лишь фотофиниш.

       Тем не менее, именно рост ВВП и начало восстановления экономики в отдельных отраслях являются основными драйверами роста продаж легкой коммерческой техники. В сегменте LCV рост устойчив и по итогам года будет измеряться двузначной величиной.

       Справедливости ради следует отметить, что существенное снижение процентных ставок в экономике вернуло к жизни не только рынок легковых автомобилей, но и восстанавливает корпоративный интерес к инвестициям в приобретение коммерческой техники.

       Учитывая, что две трети легковых автомобилей в стране приобретается физическими лицами, уровень потребительского оптимизма и состояние реальных денежных доходов граждан также будут в ближайшее время определять динамику рынка пассажирских автомобилей.

       Из трех вышеназванных факторов (ставки, доходы и оптимизм) пока реально сработал лишь эффект снижения процентных ставок. При этом, переполненные рублевой ликвидностью банки, в отсутствие эффективных проектов со стороны юридических лиц, развернули настоящую войну в сегменте потребительского, в том числе автокредитования. Автокредиты с минимальным авансом и на 10 лет не присутствовали на рынке даже в периоды относительной финансовой устойчивости в стране.

       Однако, похоже ставки по кредитам для населения близки к своему минимуму и дальнейшее снижение ставки рефинансирования Национальным банком не приведет к соответствующему удешевлению заемных средств для граждан.

       Если в ближайшее время заработают факторы два и три (доходы и уверенность в будущем), то не исключено, что интенсивный рост рынка продолжится и в следующем году. Параметры этого роста пока оценивать рано, но ожидания 10-20%-ой прибавки уже витают в дилерской среде.

       Восстановление авторынка до уровня тучных 2014г. и 2015г. вряд ли возможно ранее 2020 года.

       Потенциал рынка новых легковых автомобилей реализован в стране максимум наполовину. Если по показателю продаж новых легковых автомобилей на 1 тысячу жителей Беларусь в перспективе приблизится даже к кризисным российским показателям (10 авто/тысяча населения), то внутренний рынок страны утроится относительно текущих рубежей.

       Впрочем, это маловероятно с учетом того обстоятельства, что половина продаж новых легковых автомобилей в России простимулировано мерами государственной поддержки. В нашей стране на такую поддержку могут рассчитывать одна-две марки. Полагаю, что при сохранении текущей регуляторной среды и вялом экономическом росте белорусскому рынку не преодолеть 50-тысячного рубежа даже после полного восстановления экономики после кризиса.

       Последнего кризиса. Если он не окажется предпоследним. 

←У Гродне на сустрэчу з расійскім філосафам завітаў АМАП, шмат затрыманых

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика