Беларусь — Россия. Война компроматов в отношениях заклятых союзников
В обвинениях Беларуси в поставках санкционной продукции в Россию всегда не хватало конкретики. И вот, кажется, россияне собрались и выдали компромат, но с оговорками: от неназванного источника и виде журналистского «расследования». Белорусские компании уже открестились от обвинений. Эксперты политики в конфликте не видят и рекомендуют обращаться в суд.
РБК: схемы поставок санкционки
Поставки санкционного продовольствия из Беларуси осуществляли 29 российских компаний с белорусскими учредителями, сообщили в РБК.
По данным российского СМИ, большинство этих компаний были зарегистрированы недавно на территории Беларуси, учредителями их, в основном, были белорусские граждане, а основным видом деятельности – поставки продуктов питания.
Среди белорусских компаний, задействованных в схемах называются РУП «Белтаможсервис», ОАО «Газ венчура» и ОАО «Глобалкастом».
Отметим, что, несмотря на уверенные утверждения российской стороны в контрабанде санкционных товаров из Беларуси, явных доказательств нарушения закона не было предоставлено. РБК опиралось на информацию «источника, близкого к ведомству» (Федеральной таможенной службы) и на подтверждение поступления документов в некоторые российские контролирующие органы.
Кроме того, в материале случайно или намеренно идет смешение официальной и неофициальной информации: схему контрабанды как бы раскрыла ФТС, только сама ФТС про нее не сообщает — или неназванный источник, или представители других ведомств.
Исходя из названной в материале информации, российская сторона готова к санкциям против участников схемы:
1. Центробанк заявил о готовности отказать в перечислении денежных средств от российских компаний белорусским контрагентам.
2. Прекращено действие аккредитации трех лабораторий из числа тех, что выдавали сертификаты белорусским поставщикам из схемы. Проверка других лабораторий продолжается.
3. Росаккредитация подготовила ряд поправок, которые предусматривают введение полного запрета на регистрацию в России деклараций о соответствии на санкционную продукцию.
4. ФТС готовится комплекс усиленных мероприятий по выявлению и пресечению ввоза юридическими лицами санкционной продукции. Подробности не раскрываются.
Нужно также обратить внимание, что российская сторона под предлогом борьбы с санкционкой пыталась, очевидно, получить контроль над белорусской границей: создать единую базу данных о перемещении подкарантинных грузов и временно осуществлять совместные проверки «на внешней границе ЕАЭС». Белорусы от этих предложений отказались, что в Россельхознадзоре вызывает непонимание.
Белорусские компании: в схемах поставок санкционной продукции не участвуем
РУП «Белтаможсервис», одна из компаний, названных в материале РБК, к 30 августа подготовило официальную реакцию. По данным предприятия, оно не участвует ни в каких нелегальных поставках санкционных товаров в Российскую Федерацию.
Что же предприятие делало?
Поставляло фрукты и овощи из Африки, Азии и Южной Америки и оформляло ее на территории Беларуси, однако продукция не подвергалась санкциям РФ.
У продукции, по данным предприятия, были сертификаты, в которых были указаны сведения о стране происхождения.
Товары прошли проверку на постах Россельхознадзора на границе между Беларусью и Россией, получили акт вторичного фитосанитарного контроля. Копии актов российская сторона направляет в РУП «Белтаможсервис», что является свидетельством о том, что никаких претензий со стороны России к белорусским товарам нет.
Похожие заявления распространили и еще две компании, упомянутые РБК: ООО "Газ Венчуре" и ООО "Глобалкастом".
В частности, «Глобалкастом» сообщил, что «не занимается поставками санкционной продукции в Россию, претензий со стороны контролирующих органов РФ не получало, равно как их не получали наши российские партнеры». Вместе с тем, по данным компании, имели место быть попытки использования реквизитов ООО "Глобалкастом" при совершении нелегального перемещения товаров иными субъектами хозяйствования, которые пресекались соответствующими контролирующими органами.
Обе компании заявили, что им претензии, высказанные в их адрес, непонятны, передает БелТА.
Невиновны? Идите в суд
«Трудно понять логику ФТС, Россельхознадзора, почему информация была обнародована именно сейчас. Но она накапливалась, нужно было провести расследование, установить связи, чтобы обвинения были неголословными», — сказал БДГ экономист Ярослав Романчук.
Эксперт не видит в этом деле политической подоплеки.
«Все это произошло после заключения Путиным и Лукашенко конструктивного соглашения, после выделения 700 млн долларов кредита. Политика тут ни к чему», — пояснил экономист. По его мнению, в России есть люди, которые следят за наполнением бюджета, правильной конкуренцией — это им не понравились схемы с контрабандой.
Романчук скептично отнесся к ответным заявлениям «Белтаможсервиса» и других белорусских компаний. «Мы не при чем, не замешаны в поставках санкционной продукциии. Не замешаны? Нужно подавать в суд на дискредитацию, предоставлять документы. Одно краткое заявление мало что решает», — уверен он.
Во избежание нанесения большого ущерба добросовестным производителям Беларуси, защите репутации и доброго имени Беларуси на международной арене, недопущения введения против белорусских производителей санкций и торговых ограничений, эксперт предложил Лукашенко и правительству шесть шагов:
1) создать специальную комиссию для оценки обвинений против белорусских предприятий, а также для анализа их деятельности.
2) Установить природу отношений между этими структурами и органами власти, а также характер взаимоотношений с коммерческими структурами в России, которые участвовали в ввозе незаконной продукции.
3) На время проведения работы отстранить от работы руководство ГТК Беларуси и Белтаможсервиса».
4) Принять решение о выходе органов государственного управления из состава учредителей всех коммерческих структур, которые оказывают логистические, таможенные, транспортные услуги.
5) Министерству антимонопольного регулирования и торговли проверить поведение Белтаможсервиса на предмет наличия дискриминационных практик, а также сговора.
6) Если обвинения российской стороны окажутся беспочвенными, необходимо подать в суд на ФТС России, а также на СМИ, которые опубликовали информацию, дискредитирующую деловую репутацию Беларуси и госструктур.
Бесконечная история. Раскроют одну схему, появится другая
«В проблеме контрабанды санкционных товаров очень много чего намешано. Здесь есть политика, экономика и криминальные схемы, в этом участвуют и белорусы, и российские граждане и других стран. Поэтому я не вижу тут большой сенсации», — сказал БДГ политолог Валерий Карбалевич.
Он напомнил, что как только было принято решение о продуктовым эмбарго, появились обвинения Беларуси в контрабанде на самом разном уровне. Просто теперь появилось больше конкретики, добавил эксперт, «ситуацию довели до каких-то юридических выводов».
«Пока существуют санкции России, единая, регулируемая граница, единое экономическое и таможенное пространство, история будет продолжаться. Вместо одной схемы появится вторая. Раскроют ее, появится третья и так далее», — считает Карбалевич.
А политики, добавил экспет, «здесь немного, не думаю, что перед учениями это политическое решение».
Не расследование, а "слив"
«Я не верю в журналистское расследование РБК в данной ситуации. Скорее всего, речь идет о сливе информации. А если происходит слив информации, важно, какие интересы стоят за ним. Это не всегда понимают журналисты, которые делают материал», — сказал БДГ политический обозреватель Павлюк Быковский.
Он обратил внимание, что суда по поводу схемы не было, поэтому «разговоры о том, что были сделаны некие нарушения, пока не подкреплены юридически никаким образом»
Справка БДГ
По данным Россельхознадзора, с августа 2015 года, когда началось уничтожение санкционных продуктов, и до конца июля 2017 года было задержано свыше 16,5 тыс. т контрабандных фруктов и овощей и более 600 т мяса и сыра.
Россельхознадзор постоянно задерживает продукты из Беларуси. В мае был ужесточен контроль за продукцией девяти молочных компаний, среди которых была и известная «Бабушкина крынка». В июле были приостановлены поставки мяса десяти белорусских предприятий.