"Впечатление, что Uber и аналогичные службы хотят вытолкнуть из Беларуси". Комментарий оператора
Недавно белорусские депутаты решили перекроить законодательство под уже существующую реальность и отрегулировать рынок такси и сервисов по перевозке пассажиров. Речь идет об узаконивании деятельности компании Uber и ей подобных. Получится ли у депутатов уравнять Uber c традиционными службами такси, покажет время — обсуждение законопроекта начнется весной этого года. Пока же оператор не намерен уходить с белорусского рынка, но готов к изменениям в законодательстве.
Депутаты предложили несколько существенных изменений, касающихся, во-первых, обязанности сервиса размещать сервера на территории Беларуси, а во-вторых, обеспечить доступ госорганов к информационной системе для контроля. Новый законопроект может существенно усложнить жизнь сервису в Беларуси, если не закрыть вовсе.
Депутаты решают, по закону ли работает Uber и как уравнять в правах всех таксистов
В компании Uber возможные поправки к рассматривают это как ограничение деятельности сервиса на территории страны и подчеркивают, что работают на территории Беларуси в соответсвие с нашим законодательством.
— Компания сотрудничает с белорусскими перевозчиками на основании гражданско-правового договора, в рамках которого предоставляет информационно-посреднические услуги как перевозчикам, так и пользователям приложения.
Требования белорусского законодательства, предъявляемые к перевозчикам, не позволяют компании Uber сотрудничать с перевозчиками-такси, так как такси выполняют перевозки на основании публичного договора — в этом случае можно заказать машину «от борта», в Uber это невозможно. Поэтому мы сотрудничаем с перевозчиками на основании договора фрахтования (ст. 26 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках). Это самостоятельный подвид перевозок, который предусмотрен законодательством и используется — абсолютно легально — партнерами Uber при выполнении перевозок для пользователей приложения.
При этом, в компании отмечают — заявление о том, что партнеры Uber должны соблюдать меньшее количество законодательных требований в области безопасности и защиты прав потребителей не соответствуют действительности.
Как и обычные службы такси партнеры Uber обязаны, например, иметь лицензию на осуществление автоперевозок пассажиров, иметь условия для проведения медицинского обследования водителей (договор с организацией здравоохранения). Кроме этого, автомобиль должен быть в исправном состоянии, он должен проходить техосмотр раз в шесть месяцев с уплатой транспортного налога за допуск к участию в дорожном движении и оснащен аптечкой, огнетушителем.
Вот еще несколько сравнительных показателей автомобильных перевозок такси и фрахта.
Автомобильная перевозка автомобилем такси |
Фрахт |
Соответствие транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно подтверждаться сертификатами. Изменение конструкции транспортного средства должно быть сертифицировано на соответствие обязательным требованиям технических нормативных правовых актов |
Аналогично |
Автомобиль должен иметь соответствующие отличительные знаки согласно требованиям технических нормативных правовых актов: желтый цвет, магнитные полосы, опознавательный фонарь |
требования отсутствуют |
Должен иметь таксометр или совмещенный с таксометром кассовый аппарат вне зависимости от наличной и (или) безналичной формы расчетов |
Должен иметь кассовый суммирующий аппарат или таксометр, если есть расчет наличными |
Перевозчик должен осуществлять анализ качества предоставления услуг, а также вести учет жалоб и предложений пассажиров |
Аналогично |
Перевозчик обязан осуществлять обязательное страхование в порядке, установленном законодательством |
Аналогично |
Водитель должен быть не моложе 20 лет, иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «B» и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года |
Водитель должен иметь водительское удостоверение |
Водитель должен пройти стажировку (перерыв в выполнении работ или смена марки (модели) авто) и быть допущен к работе в порядке, установленном законодательством (длительность стажировки 12−32 часа) |
Должен пройти стажировку (перерыв в выполнении работ или смена марки (модели) авто) и быть допущен к работе в порядке, установленном законодательством (длительность стажировки 12−24 часа) |
Напомним, что схема работы Uber такова: компания списывает с карточки пассажира определенную сумму. 25% оставляет себе, остальное — перечисляет водителю. Такое обращение с деньгами Нацбанк называет рассчетно-кассовым обслуживанием. В компании отреагировали и на это замечание.
— Что же касается информации о том, что приложение Uber не соответствует банковскому и финансовому законодательству, а также законодательству о национальном сегменте сети интернет (Указ № 60), заметим, что на момент прихода Uber в Беларусь структура работы приложения была проанализирована всеми ответственными ведомствами Беларуси.
С приходом сервиса в Беларусь Национальный банк изучил работы платформы и пришел к выводам, что порядок расчетов с пользователями приложения не нарушает валютное законодательство, а именно Uber не являлся и не является банковской или небанковской кредитно-финансовой организацией и не выполняет таких функций.
В подчеркивают, что компания является сторонником здоровой конкуренции и грамотного антимонопольного регулирования. Однако поправки наводят на мысль, что возможные изменения в законодательстве призваны вытолкнуть платформу и подобные Uber сервисы из Беларуси.
— Пока что складывается впечатление, что планируемые изменения в законодательстве направлены на выталкивание платформы Uber и аналогичных платформ из Беларуси и защиту существующих игроков. Но в одном мы сходимся с позицией регулятора: законодательство требует изменений. Буду ли эти изменения инновационными или же похоронят инновации — зависит не от нас.