Утонувший Су-33 и сгоревший Hornet: видео неудавшихся посадок на авианосцах
Взлет и посадка на авианосец — довольно сложные задачи, решить которые под силу только опытным пилотам, но даже они совершают ошибки. Впрочем, здесь все зависит не только от летчиков, но и от слаженной работы специалистов на палубе корабля.
Нередко отказ техники и человеческий фактор приводят к серьезным авариям. 42.TUT.BY выбрал пять видео, показывающих всю сложность работы летчиков, чьи самолеты базируются на авианосцах.
Несчастливое 11 сентября
Оборвавшийся аэрофинишер и ошибка пилота привели к потере истребителя-бомбардировщика F/A-18 авианосца USS George Washington 11 сентября 2003 года у берегов Вирджинии (Атлантическое побережье США).
Открыть/скачать видео (2.99 МБ)
В результате происшествия пострадали 12 человек, а сам истребитель утонул. Пилот успел катапультироваться и был подобран спасателями.
«Сухой» за бортом
Обрыв аэрофинишера — не новая проблема для российского «Адмирала Кузнецова». Частично из-за ненадежности этого элемента было потеряно два самолета во время операции в Сирии в этом году. 11 лет назад также из-за обрыва аэрофинишера за борт авианосца свалился Су-33.
Открыть/скачать видео (943.15 КБ)
В тот злополучный понедельник, 5 сентября 2005 года, в Северной Атлантике на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошли сразу две аварийные посадки истребителей Су-33. В обоих случаях после того, как посадочный крюк (гак) истребителя цеплялся за трос аэрофинишера, трос обрывался. Один самолет выкатился за пределы палубы и затонул на глубине 1100 метров. Летчику удалось катапультироваться.
Цена ошибки — уникальный самолет
Советский истребитель — самолет вертикального/короткого взлета и посадки Як-141 — должен был стать основой палубной авиации СССР. На самолете было установлено 12 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета с грузом, но из-за развала СССР и прекращения финансирования «оборонки» уникальный самолет отправился в музей.
Открыть/скачать видео (2.5 МБ)
В целом успешные испытания Як-141 были омрачены аварией в 1991 году во время посадки на тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Летчик допустил ошибку и начал снижаться быстрее, чем требовалось. Машина упала на палубу, основные стойки шасси пробили стенки бака с горючим, и начался пожар.
Пилот катапультировался, и его подобрал спасательный катер. Истребитель удалось потушить, но машина была сильно повреждена огнем и восстановлению не подлежала.
Вспыхнул двигатель
Во время посадки на авианосец USS Carl Vinson 10 апреля 2011 года загорелся истребитель ВМС США F/A-18C Hornet 113-й ударной эскадрильи. Самолет совершал контрольный полет в Аравийском море после техобслуживания, об этом сообщил представитель корабля лейтенант-коммандер Эрик Рейнолдс.
Открыть/скачать видео (6.35 МБ)
Пожар был ликвидирован за 10−13 секунд агрессивным методом — при помощи пленкообразующей пены. Пилот не пострадал.
Впрочем, не всегда пожар в двигателе заканчивается без жертв. Так, 30 марта 2011 года на авианосце John C. Stennis перед взлетом загорелся F/A-18C Hornet. Двигатель машины взорвался. Пострадали 11 человек. По словам командира корабля, причиной пожара стало попадание в двигатель инородных предметов.
Очень жесткая посадка
Сложность посадки на авианосец хорошо демонстрирует ролик с авианосца USS John F. Kennedy, снятый 16 марта 1997 года.
Открыть/скачать видео (3.19 МБ)
Тогда летчик истребителя-бомбардировщика F/A-18C (вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением) не смог правильно рассчитать угол посадки, и самолет ударился о палубу. Машина получила серьезные повреждения, но пилот, к счастью, не пострадал.
Читайте также: СМИ назвали три возможные причины крушения Су-33 «Адмирала Кузнецова»