Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси неэффективна
Комитет государственного контроля провел мониторинг ситуации с поддержкой малого и среднего бизнеса в Беларуси. Результаты, увы, не радуют. Они говорят, что государственная поддержка МСП в Беларуси неэффективна, если не сказать убийственна.
Мониторинг был проведен в одной из самых благополучных регионов страны - в Минской области. Впрочем, несмотря на то, что мониторинг был проведен лишь в одном регионе, результаты анализа, в той или иной степени, можно экстраполировать на всю страну. Поскольку, если даже в Минской области дела с поддержкой МСП обстоят, мягко говоря, не очень, то что уже говорить о других. И это при том, что в Беларуси постоянно принимаются и реализуются государственные программы по поддержке МСП, на основе которых области утверждают и выполняются уже региональные программы.
Так, в Минской области такой программой предусмотрено ежегодное увеличение субъектов МСП на 900 единиц. Однако, по данным КГК, в 2014 году их количество увеличилось на 747, а в2015 году и вовсе уменьшилось на 454. При этом в течение первых двух лет после регистрации треть юридических лиц и четверть индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, то есть умерли. Эти данные уже сами по себе говорят о том, что с 2015 года речь уже идет не о развитии малого и среднего предпринимательства, а о его вымирании, что в свою очередь свидетельствует о слабой поддержке государством МСП. Об этом же свидетельствуют и данные мониторинга КГК.
Так в областной программе поддержки МСП не были учтены около половины различных мероприятий по поддержке малого среднего бизнеса, которые предусмотрены в республиканской программе. А из тех мероприятий, которые все же были прописаны в областной программе, не выполнена была и пятая часть.
Впрочем, и ту поддержку, которая все же оказывалась, трудно назвать реальной действующей. Так, по данным КГК, за время действия областной программы, с 2013 по 2015 годы Миноблисполком оказал финансовую поддержку лишь 18 субъектам МСП, то есть в среднем по 6 в год, или по одному в два месяца. При этом КГК выявил факты, когда из года в год финансовая поддержка оказывалась одним и тем же малым предприятиям, без какого-либо результата и контроля за использованием средств. Например, одному ООО в течение 2013-2014 годов Миноблисполком выделил 444 млн недоминированных рублей для реализации инвестиционного проекта по создания мясоперерабатывающего производства (будто их мало в Беларуси). Деньги успешно растрачены, а само предприятия с 2015 года, как только деньги закончились, попало под процедуру банкротства. Само собой и обязательства по созданию 20 рабочих мест не было выполнено.
Впрочем, поддержку на сумму 3,4 млрд недоминированных рублей Миноблисполком и вовсе оказал особым субъектам МСП. Особым потому, что им даже не установили обязательства по созданию по новых рабочих мест и порядку использования государственной поддержки.
Действуют в Минской области и четыре инкубатора малого предпринимательства, а также 15 центров по поддержке малого предпринимательства. Однако их поддержка МСП сводится, по сути, лишь к информационно-консультационным услугам и сдаче в аренду своих площадей.
Само собой, по результатам мониторинга Комитет государственного контроля выработал рекомендации по исправлению ситуации и направил их в Миноблисполком. Как эти рекомендации выполняются, еще рано говорить. Однако вряд ли они что-то исправят. Почти наверняка, аналогичная ситуация, если не хуже, складывается и в других регионах страны. Дело тут не в Миноблисполкоме, а в самом системе отношения властей к субъектам МСП.
Например, в мониторинге КГК ни слова не сказано о неравных условиях конкуренции между частными и государственными субъектами хозяйствования. Ничего там не говорится и о дискриминации субъектов МСП, а также жестких санкция со стороны государства даже за невинные провинности. Ведь даже маленькому ребенку сложно полноценно развиваться в семье, если он чувствует, что тут нежеланный. И можно сколько угодно говорить красивые слова и принимать государственные программы, но реальные дела куда показательней.