Как сделать белорусский госсектор эффективным?
Эксперты все чаще призывают к приватизации проблемного госсектора Беларуси. Однако реальных механизмов привлечения инвесторов на убыточные предприятия не называет никто. Это замкнутый круг, который в нынешних условиях разорвать весьма непросто.
Сегодня госсектор преобладает в структуре белорусской экономики. Госпредприятия обеспечивают до 80% рабочих мест в стране и формируют примерно 70% ВВП. При этом белорусские госпредприятия давно работают с низкой эффективностью, несмотря на все дотации со стороны государства.
«Сегодня в госсекторе более 3 тыс. предприятий, из которых многие неэффективны и не приносят прибыль. Большая часть из них представляют угрозу для банковской системы, поскольку не в состоянии рассчитаться по своим долгам. Вполне очевидно, что с ними нужно что-то делать», – заявила на "Минском форуме" ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.
Как считает эксперт, путей решения данной проблемы может быть несколько: часть предприятий Беларусь могла бы приватизировать, часть провести через процедуру финансового оздоровления, а некоторые и вовсе ликвидировать.
«А в тех, которые останутся в госсобственности, необходимо пересмотреть структуру управления, которая сегодня часто – запутанная и неэффективная: много времени тратится на контроль, а у руководителей предприятий остается мало свободы действий», – уверена Катерина Борнукова.
Член постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам Валерий Бороденя считает, что население Беларуси не готово к различного рода преобразованиям. В большинство своем оно считает, что государство должно им все дать и всем обеспечить.
По мнению парламентария, важно в первую очередь менять мировоззрение людей, поскольку если сегодня закрыть какое-нибудь предприятие ввиду его неэффективности, то только десятки людей из нескольких тысяч смогут взять на себя ответственность, и, к примеру, открыть собственный бизнес.
«Здесь мы упираемся в проблему ресурсов, когда предпринимательские способности в дефиците», – считает Валерий Бороденя. Кроме этого, подчеркнул он, само государство не готово сегодня отступиться от своих социальных обязательств.
Не считает эксперт и приватизацию панацеей от финансовых проблем. На его взгляд, если бы белорусские власти видели примеры успешных приватизаций в других странах, то непременно пошли бы на это шаг. «Но, к сожалению, опыт других стран, которые пошли по такому пути, скорее отрицательный, чем положительный», – отметил эксперт.
В свою очередь, ведя разговор о приватизации, эксперты акцентируют внимание на еще одном важном аспекте. Госпредприятия в Беларуси продолжают уже не один год генерировать огромные долги. И в контексте подготовки госпредприятия к приватизации этот вопрос остается достаточно актуальным, поскольку предприятие с большими долгами не может быть интересно инвестору.
«Перед началом приватизации нужно решить вопрос с долгами, возможно, сократить их, – отметил глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Беларуси Александр Пивоварский. – Поскольку очень сложно привлечь качественного хорошего инвестора вкладывать свои денежные средства в предприятие, которое предлагается вместе с долгами».
По мнению эксперта, предприятие, подходя к приватизации, должно быть полностью к ней подготовлено, чтобы данный процесс был экономически целесообразен: «Нужно учитывать, что после осуществления приватизации может сразу же возникнуть ряд вопросов: «Что делать с долгами? С рабочими местами? Поэтому так важно подобными вопросами заняться до начала самого процесса».
В целом, на взгляд главы Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимира Августинского, в Беларуси в рамках приватизации нужно скорее говорить о трансформации государственных предприятий в контексте необходимости повышения их эффективности и мер государства по созданию высокотехнологичных рабочих мест, а также по поддержке малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы нивелировать социальные и другие негативные последствия этого сложного процесса.
Резюмируя, важно отметить, что, по мнению экспертов, основная проблема белорусской экономики сегодня кроется именно в низкой эффективности государственного сектора. А отсутствие реформ в нем привело к неконкурентоспособности госпредприятий на рынке.
Впрочем, разговоры о преобразовании экономики, о приватизации крупных предприятий ведутся в стране уже не один год. Тем не менее, даже в условиях сегодняшней рецессии белорусской экономики, нет предпосылок для разговора о том, что власти рассматривают приватизацию в качестве инструмента структурных реформ национальной экономики и планируют в ближайшей перспективе сокращать госсектор.