"Чемпион Норвегии по бананам". Как Бьорндален зарабатывает на спонсорах
Уле-Эйнар Бьорндален всегда был любимцем спонсоров. «Я очень близок к моему лучшему году, если говорить о спонсорских доходах», — говорит Бьорндален VG, не комментируя конкретную сумму.
По информации VG, Бьорндален зарабатывает более 10 миллионов крон в год (более 1 млн евро.) на соглашениях с личными спонсорами. Он находится в верхних строках списка вместе с горнолыжником Акселем Лундом Свиндалом, лыжниками Петтером Нортугом и Терезой Йохауг. Человек с восемью золотыми олимпийскими медалями и 20 титулами чемпиона мира по-прежнему желанный объект для спонсоров. И сейчас, на закате карьеры, ему помогает Ларс Гиллеберг (ранее — менеджер Петтера Нортуга и Йона-Арне Рииса, сотрудничал со Свиндалом, Сюзанн Петтерсен).
— Раньше, возможно, в трех-четырех случаях мне кто-то помогал, но 95 процентов всех договоренностей я достиг сам, — рассказывает Бьорндален.
Сейчас Гиллеберг — его консультант и помощник. Вместе они составили схему по работе со спонсорами на предстоящие годы.
— Во многих смыслах работа с Уле-Эйнаром — это просто мечта. Он решителен, держит слово и строит активные отношения со спонсорами, — говорит Гиллеберг VG. — Я считаю, что контракт с Bama (крупнейший частный поставщик фруктов и овощей в Норвегии) говорит о многом. Он принял эстафетную палочку у Бьорна Дэли и был центральной фигурой в течение 16 лет. Так что он еще и чемпион Норвегии по бананам, — говорит Гиллеберг, усмехаясь.
Битва за спонсоров
Бьорндален дебютировал в Кубке мира в 1993 году, и он описывает развитие рынка спонсоров с тех пор как «колоссальное».
— У меня и Халварда Ханеволда были амбиции так зарабатывать на спонсорах, чтобы можно было прожить за счет биатлона. Он — образованный и умный, а я — креативный. Вместе мы добились разрешения размешать на винтовке логотипы личных спонсоров. Теперь это делается постоянно, эта реклама приносит спортсменам самые лучшие контракты, — отмечает Бьорндален.
На сегодня его винтовку украшают логотипы Bama и компании по продаже строительных материалов XL Bygg, с которой Бьорндален сотрудничает уже 18 лет. Контракт с Bama истекает в 2016 году, но, вероятно, будет продлен. Также у норвежца есть действующие соглашения с Aker BP, Certina, «Лыжным миром» и Abax.
Если Бьорндален все же уйдет из спорта, то он, наконец, сможет уделять больше времени своим партнерам — сроки многих контрактов распространяются за пределы его активной карьеры спортсмена.
— У меня нет конкретных планов, чем я буду заниматься по окончании карьеры, но я знаю, что многие мои спонсоры желают продолжить сотрудничество, несмотря на мой уход, — говорит Бьорндален VG. — Когда ты выступаешь, то речь, в основном, идет о логотипах, но после карьеры мы уже не так часто на виду у СМИ. Зато будет больше времени для сопровождения спонсоров, и, думаю, это будет важной частью моей работы.
— Ну и постоянно задаваемый тебе вопрос. Когда ты завершишь карьеру?
— Понадобится очень-очень многое, чтобы я продолжал бегать после олимпийского сезона в 2018-м. Об этом я и сам пока не так много знаю, — говорит человек, несколько раз объявлявший об уходе, — чтобы потом передумать.
— Пока у меня есть возможность развиваться, мотивация не проблема. Но я не вижу для себя такого варианта развития событий после Пхенчхана, — заявляет спортсмен, которому будет 44 года, когда он выйдет на трассы в Южной Корее.
Автобезумие
Сейчас он разъезжает на новом автомобиле — Maserati Levante S стоимостью от 1,7 до 1,8 миллиона крон (примерно 187−198 тыс. евро). Бензиновый мотор в 450 лошадиных сил, это первая спортивная модель итальянского производителя автомобилей высшего класса.
Эта машина — результат свежего трехлетнего соглашения с компанией, продающей в числе прочего Ferrari и Maserati. Итальянцы изъявили желание продолжить сотрудничество после завершения карьеры легендарным биатлонистом.
— Мы хотим использовать Уле-Эйнара не только для того, чтобы он ездил повсюду в красивой машине. Мы знаем его уже много лет, нас вдохновляет то, как он думает и работает. Он один из тех спортсменов, которые полностью посвящают себя спорту. Он внимателен к деталям и мыслит по-новому, чтобы опережать соперников. Мы хотим перенять его образ мышления, и тут нам на руку, что он без ума от автомобилей, — рассказывает генеральный директор Autoxo Томас Клевен.
Бьорндален подтверждает, что он не излечился от этого безумия. Он меняет машины каждый год с тех пор, как получил водительские права. У него было 24 автомобиля.
— Я водил много машин, но меня лишь в средней степени волнует звук и харизма. Моя теперешняя машина просто обладает душой, — говорит Бьорндален с любовью в голосе.
Но он владеет этой машиной всего несколько дней, и когда VG спрашивает его о фаворите из всех 24 авто, он отвечает, не колеблясь:
— Это без сомнений Porsche 911 turbo. Его продажа стала глупейшим поступком в моей жизни.