"Это наше будущее". Как учитель из Столбцов создал систему обучения детей программированию
Учитель информатики из обычной средней школы Владимир Радион разработал собственную систему обучения детей программированию — ChiP. Он уверен, что она будет востребована не только в Беларуси, но и за ее пределами. Мы отправились в Столбцы, чтобы поговорить с энтузиастом и узнать все подробности.
Владимир Сергеевич Радион окончил в 1980 году Минский радиотехнический институт (сейчас БГУИР). 2 года работал в специальном конструкторском бюро Института физики АН БССР.
По собственному желанию перешел в 1982 году работать в среднюю школу № 3 города Столбцы, где с 1986 года начал вести предмет «Основы информатики и вычислительной техники»
В 1993 году окончил Минский государственный педагогический институт (по специальности учитель математики, информатики и вычислительной техники).
Разработал ряд проектов по организации системной внеклассной работы со школьниками. Главным из этих проектов является Школа юных программистов (ШЮП).
Дети приходят даже на каникулах
Суббота, самое начало осенних каникул (дело было в самом конце октября), на улице моросит осенний дождь и дует пронзительный ветер. Однако класс Родиона заполнен детишками, которые предпочли отдыху занятия программированием.
Занятие сборное — сегодня в одном классе занимаются как третьеклассники, так и ребята из 5−6 классов.
Делать собственные программы интересно не только мальчикам. Третьеклассница Вика программирует рисунок сердечка. За соседним компьютером ее подружка Юля делает простую рекламку — на экране появляется кот, а затем и надпись — «Пейте дети молоко, будите здоровы. Мяу». Владимир Сергеевич поправляет ошибку в тексте и смеется: «Это уже не мой предмет».
Рядом мальчик показывает свою работу — закраску ракеты. Эта операция состоит сразу из 30 команд. Выбирается рисунок, а затем составляется алгоритм, с указанием точек и цветов для закраски.
«А вот здесь задание посложнее, это у нас пятиклассник делает, — Владимир продолжает экскурсию по классу. — Здесь команда повторения работает, много случайных объектов хаотично появляется на экране».
Что такое ChiP?
По словам Владимира, ChiP составлено из первых букв двух слов английского языка: Children (дети) и Programming (программирование):
«В энциклопедических словарях chip (чип) определяют как фрагмент электронного устройства. По аналогии, система ChiP — это фрагмент более сложной профессиональной системы программирования».
В ChiP можно составлять простейшие программы по различным темам программирования (графика, анимация, фрагменты игр, задачи на вычисления и логику).
Основная «фишка» ChiP — это полная визуализация всех процессов при составлении и исполнении программ. Система, по словам создателя, будет интересна школьникам разного возраста, но в первую очередь ориентирована на учащихся 3−6 классов (и наиболее способных школьников 2 классов).
На данный момент разработаны 3 варианта учебных систем серии ChiP под Windows:
- ChiP-Drawing (2 — 4 классы);
- ChiP-A1 (3 — 6 классы);
- ChiP-B1 (4 — 7 классы).
От интеллектуалов к программистам
«Сначала, еще в 90-х годах, я создал «Школу юных интеллектуалов» по информатике, где готовил детей к различным конкурсам и олимпиадам. Затем она постепенно трансформировалась в «Школу юных программистов», — рассказал Владимир Радион.
«Занятия, конечно же, добровольные. Учителям начальных классов я говорю, чтобы они выделили из своих классов желающих и тех, у кого оценка по математике не ниже 6. Так группы и набираются, я никого сам не выбираю», — рассказал учитель.
Сейчас в каждой группе примерно 10−12 человек. У учеников вторых, третьих, четвертых и пятых классов — по одному занятию в неделю, у 6−11 — по два.
Владимира Сергеевича радует, что большинство детей теперь с компьютером на «ты»: «Во втором-третьем классе им уже не нужно показывать, как пользоваться клавиатурой или мышкой. И поэтому сразу же можно приступать к изучению предмета. А раньше целую четверть можно было потратить на клавиатурные тренажеры, получение простейших навыков работы с техникой».
«К нему всегда можно подойти со своим вопросом после уроков»
Пока учитель раздает задания только что пришедшей группе четвероклассников, мы говорим со Степой и Сашей из шестого и седьмого классов. Они пришли сегодня готовиться к районной олимпиаде по информатике.
Саша стал изучать программирование с первого класса. «Мне с детства нравились компьютеры, и я пытался найти в интернете, как писать программы. Поэтому папа привел меня к Владимиру Сергеевичу». Степа же начал заниматься у Радиона с третьего класса.
«Мы уже многому научились, и решаем с Сашей задачки по программированию для 10-го класса, — рассказал Степа. — Пока самым сложным нашим проектом было создание компьютерной игры. Там было множество условий, и для исправления ошибок нужно было перебирать весь код».
В будущем мальчики хотят стать программистами: «Это хорошая, перспективная работа. Родителям нравится, что мы занимаемся программированием, но они не настаивают в выборе будущей профессии».
Саша считает, что Владимир Сергеевич — очень хороший учитель: «Он всем помогает и объясняет, если что-то непонятно. К нему всегда можно подойти со своим вопросом после уроков».
А Степе нравится разработанная учителем программа ChiP: «На ней намного легче заниматься, чем на Паскале. Это очень хорошая подготовка. Я когда в третьем классе пришел, она только появилась, и очень сильно мне помогла в обучении».
Саша соглашается: «Она очень легкая и удобная. А еще с нее было легко перейти на Паскаль и начать решать олимпиадные задачки».
Программирование наравне с пением и рисованием
Радион начал заниматься проектом ChiP 5−6 лет назад. Его идея в том, что в будущем на базе этой системы в четвертых классах можно сделать школьный предмет «Введение в программирование» по аналогии с пением или рисованием:
«Чтобы все просто попробовали и решили, стоит ли им заниматься программированием более серьезно в 5−6 классах. Никто же не ставит целью сделать всех программистами — кому-то это понравится, а кому-то — нет. Такой вот естественный отбор».
Учитель рассказал, что переписывается с несколькими преподавателями из БГУИР и других вузов, и они очень высоко оценили ChiP, обещали помочь в ее доработке, разработать планшетные версии.
«Я хочу, чтобы моя программа ChiP появилась не только на республиканском, но и на международном уровне. Система полноценно работает уже два года, и уже показывает свою эффективность — дети ее отлично понимают.
Единственное, что ей, может, не хватает — это красивой оболочки", — уверен Владимир Радион.
Это не конкурент Scratch
Сейчас ПВТ запустил пилотный проект по изучению Scratch в 14 школах. По словам Владимира Сергеевича, Scratch — это система, в которой минимальными усилиями можно быстрее получить какой-то видимый результат:
«Если сравнивать с постройкой дома, то Scratch — это строительство из блоков, а ChiP — из кирпичиков. Здесь нужно прописывать больше команд, действий, чтобы получить тот же самый эффект. Но зато происходит более глубокое понимание программирования».
Scratch (cкретч) — визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Скретч создан как продолжение идей языка "Лого" и конструктора "Лего".
Программы на Scratch состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка (есть и русский).
Для выполнения олимпиадных заданий требуется знание Паскаля. И в Chip есть возможность перевода кода одной кнопкой на Паскаль, чего нет в Scratch, рассказал Радион.
«Поэтому для тех, кто планирует серьезно изучать языки программирования, очень полезно будет начинать с ChiP. Что совершенно не умаляет полезности Scratch», — считает учитель.
Бывшие ученики помогают учителю
Система, когда последовательно с начальной школы дети изучают программирование, поэтапно, от простого к сложному, дает результаты, рассказал Радион. Дети начинают участвовать в олимпиадах, конференциях и побеждать там.
«За все время работы я подготовил 25 призеров республиканской олимпиады по программированию, трижды мои ребята завоевывали серебро для Беларуси на международной олимпиаде», — с удовольствием рассказывает педагог.
Например, Роман Удовиченко, один из сильнейших спортивных программистов в мире, был призером международных олимпиад, а недавно победил в соревновании по программированию Google.
Еще один ученик Радиона — Никита Сазанович — в прошлом году завоевал серебро на международной олимпиаде по информатике, показав лучший результат среди белорусов. К сожалению, ему не хватило буквально несколько баллов до золота.
Среди бывших учеников Радиона — Александр Романченко, Максим Чебан и Дмитрий Никитин (отмечен престижной премией Game Changer by Workforce Magazine в 2015 году), работающие в американской компании Appcast, которая совершила прорыв в мировом рекрутинге. А Виктор Говако — один из создателей известного приложения для мобильных устройств MAPS.ME.
«Я постоянно поддерживаю связь со своими учениками. Многие из них добились больших успехов, связав свою жизнь с программированием. Кто-то руководит своей компанией, кто-то на хорошей должности в большой фирме. Одного из своих учеников недавно встретил, он говорит: «Вы нам в школе объяснили рекурсию лучше, чем потом нам это рассказали в университете», — смеется учитель.
Владимир Сергеевич рассказал, что некоторые из бывших учеников помогают ему: покупают призы на школьные конкурсы по программированию для детей на Новый год или окончание учебного года — флешки, книжки.
«За программированием уже настоящее»
«Я думаю, что за программированием не то, что будущее, а уже настоящее. Однако это не значит, что всем массово нужно идти учиться на программистов. Ничего не должно навязываться, люди должны сами выбирать свое будущее. Однако детям уже в начальной школе нужно показать, что это такое. Для того, чтобы те, кому это близко, стали в итоге более качественными специалистами», — считает учитель.
Его совет родителям — всё должно быть дозировано: «Дети не должны проводить много времени за компьютером. Нужно заниматься спортом, ходить на всевозможные кружки. Они должны искать себя, это очень важно. И обязательно не забывать про свежий воздух и движение».
«Я хочу, чтобы моей системой могли воспользоваться и в других странах»
«Я надеюсь, что мой курс будет в интернете, чтобы первую его ступеньку можно было попробовать уже со второго класса, — рассказал Радион. — На сайте будут видеоуроки, где всё будет разложено по полочкам. С родителями ребенок может попробовать сделать какие-то задания, и уже будет понятно — стоит ли этим заниматься сейчас».
Учитель отметил, что проект ChiP последние несколько лет он развивал параллельно своей основной школьной деятельности. Однако сейчас проект вышел на уровень, когда его развитие требует привлечения дополнительных ресурсов.
Поэтому для продвижения проекта Владимир Радион представил его в форме стартапа и разместил на краудфандинговой платформе MaeSens.
«Я хочу создать сайт и сделать онлайн-версию ChiP, чтобы ей смогли воспользоваться дети и в других странах. Возможно, кто-то захочет поддержать мою идею», — надеется энтузиаст.