Жители Сельхозпоселка, где снесут частные дома, - чиновникам: Сколько вы будете нас мучить?
Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Некрасова — ул. Собинова — ул. Олешева — ул. Восточная — ул. Комаровское кольцо, которую называют Сельхозпоселок, с внесенными изменениями администрация Советского района вынесла на общественное обсуждение с 8 ноября. Презентация проекта прошла в четверг вечером в актовом зале школы № 53.
Еще за полчаса до начала собрания зал, рассчитанный на 150 человек, был полон. Желающих услышать, что будет с их домами, оказалось почти вдвое больше. О том, что людей будет гораздо больше и мест всем не хватит, инициативная группа поселка предупреждала администрацию района заранее и просила сменить место собрания. Но их не услышали. Поэтому, когда все места уже были заняты, вдоль стен стояли люди, а на пороге актового зала скопилось еще несколько десятков желающих послушать презентацию, активисты попросили всех переместиться в холл школы. Но со своих мест встали лишь несколько человек. Поэтому презентацию решили проводить все-таки в зале.
— Спасибо вам за то, что пришли, что вы неравнодушны и за вашу гражданскую позицию, — начал собрание заместитель главы администрации Советского района Максим Соколов. — Давайте сейчас выслушаем главного архитектора проекта Зою Забаровскую, а потом будем задавать вопросы. Каждый, кто хочет написать свои замечания и предложения, напишите и оставьте нашему сотруднику.
Главный архитектор проекта рассказала о том, что будет снесено и построено в Сельхозпоселке. Архитектор подчеркнула, что решение о сносе усадебного сектора было отражено еще в генплане города 1982 года.
— Тогда предполагалось снести весь частный сектор. Тот генплан даже получил премию Совмина в свое время, — рассказала Зоя Забаровская. — С учетом строительства третьей линии метрополитена, которая пройдет по Богдановича, Широкой и Логойскому тракту, снести часть домов все же придется.
Как ранее и рассказывали, под снос пойдет 614 частных домов, сохранят лишь 281.
Но главный вопрос, который волновал всех собравшихся, — когда начнется снос частных домов.
— Строительство третьей линии метро намечено на 2025 год, — ответила архитектор.
В зале засмеялись и закричали. Но архитектор продолжила презентацию.
— Во время обсуждения этого проекта в прошлом году поступило много обращений от жителей Сельхозпоселка о возможности сохранения частного сектора и отмены ранее принятого решения детального плана по сносу. По поручению Администрации президента была создана рабочая группа, которая проанализировала эти предложения. Результатом работы стали выводы о том, что отменять решение детального плана и сохранять частный сектор в полном объеме на этой территории нецелесообразно в связи с ценностью данной территории. Рекомендации рабочей группы были учтены при корректировке этого детального плана.
— Так что вы учли, если все равно сносят? — спросили из зала.
Отвечать на вопрос архитектор не стала и продолжила рассказывать историю частного сектора и его перспективы. В зале не выдержали и начали выкрикивать свои вопросы.
— Конституцией запрещено отбирать имущество! — закричал мужчина.
— Мужчина, услышьте мнение других людей, пожалуйста, — взяла микрофон девушка. — Мы такие же жители поселка, как и вы. Давайте послушаем презентацию, а потом будем задавать свои вопросы.
— Я тогда расскажу про улицы, где сохранится усадебная застройка, — продолжила архитектор. — Это улица Литературная, Измайловская, участок улицы Мелиоративной, Крыловича, Лукьяновича, 2-й переулок Поселковой, Олешева, Гало. Более подробно вы можете ознакомиться с этой информацией в администрации района.
Как рассказала архитектор, кроме многоэтажного жилья, в квартале планируют построить школу, детсады. Из поселка хотят вынести и гаражный кооператив, чтобы улучшить экологические условия района.
Спустя час после начала презентации жители частного сектора не выдержали, и потребовали дать им микрофон, чтобы начать задавать вопросы.
— Уважаемые жители Сельхозпоселка, уведомляю вас о том, что в нашем поселке есть одна единственная инициативная группа, представляющая интересы 1478 собственников индивидуальных домов, расположенных на данной территории, — взяла микрофон член инициативной группы Ольга Дейнекина. — Нас не только сровняли с землей, но нас еще сравнили и с мертвыми. Инициативная группа подавала заявку на включение трех жителей поселка в состав комиссии на время общественного обсуждения. Но вместо нас туда включили каких-то неизвестных людей, один из которых является представителем застройщика «Ареса-Сервис». Мы категорически против, чтобы интересы жителей представляли застройщики. Поэтому прошу вас проголосовать, чтобы представителей инициативной группы все-таки включили в комиссию.
В зале подняли руки. Замглавы администрации пообещал зафиксировать это в протоколе собрания. Активистка хотела задать еще несколько вопросов, но микрофон у нее начал отбирать представитель администрации.
— Микрофон! Микрофон! Микрофон! — начали скандировать в зале.
Микрофон активистке вернули, и она смогла задать архитектору несколько вопросов.
— Нам не дают ничего строить, пристраивать. А на месте наших домов, которые снесут, построят 14 частных домов. Откуда эта земля?
— Это освобождаемые территории, которые будут реконструировать. Сейчас там огороды, — пояснила архитектор.
— Мы на этой территории находимся на законных основаниях и не хотим отсюда уезжать, — продолжила Дейнекина. — «Тамбаз», который тут уже построил свои многоэтажки, превысил плотность на 150%. Кто ему позволил? Количество многоэтажных домов в откорректированном плане не уменьшилось, и это притом что будут строить еще и частные дома. То есть плотность вырастет еще в несколько раз.
Пока активистка выступала, в зале развернули несколько растяжек: «Требуем соблюдения 44-й статьи Конституции!» и «Мы против уничтожения наших частных домов в Сельхозпоселке Минска».
«Когда же вы оставите нас в покое?»
Обстановка была довольно напряженная. Архитектор пыталась убедить собравшихся, что сносить дома, пока не найдется инвестор, не будут. Но такой ответ устроил не всех.
— Меня зовут Елена Геннадьевна, родилась и выросла я в этом поселке и всю жизнь живу как на качелях. Спасибо дорогим инвесторам, у которых есть деньги и нет моральных принципов вообще. Скажите, ответьте мне на один вопрос, администрация Советского района на протяжении 13 лет дает мне положительные ответы на мои просьбы по улучшению жилищных условий и говорит, что нас сносить не будут. Я, обычная медсестра, которая работает за три копейки всю жизнь, улучшаю свои жилищные условия. Для меня это все очень дорого. И вот теперь до 2030 года мой снос снова перенесли. Скажите мне, дорогая моя администрация, когда вы дадите мне и всем остальным спокойно засыпать и просыпаться? Вы весной заставили весь поселок привести в порядок заборы. А это тоже стоит денег. Теперь вы снова сносите людей. Когда же вы оставите нас в покое?
— Да! Сколько вы будете нас мучить?
— Вот как раз для этого и выносится на обсуждение проект. Часть домов сносится, а с той, что сохраняется, снимаются все ограничения. И вы можете реконструировать, пристраивать и делать, что хотите со своими жилыми домами. А тем, кого сносят, ущерб возместится в соответствии с указом президента, — ответил замглавы администрации Соколов.
В зале зашумели. Вопросы стали просто выкрикивать с мест, не дожидаясь, когда им передадут микрофон.
Были в зале и активисты общественного объединения «Экодом» и «Зеленой сети», которые пришли, чтобы выступить против вырубки сквера Котовка, где хотят построить костел.
— У меня есть два ответа из двух организаций — «Минскградо» и Института природопользования, в которых говорится, что по прошлому регламенту генплана и существующему в скверах никакого капитального строительства происходить не может. Только благоустройство, а такое здание, как костел, не относится к возможным застройкам в сквере, — сказала активистка. — Мы задавали вопросы и другим организациям, где нам говорят, что есть решение свыше, которое разрешает это строительство. Но ведь генплан Минска утвержден указом президента и никакое решение не может его перебить. Все наши попытки найти другой указ президента, который разрешил бы строительство костела, были безуспешны. Но тем не менее в вашем проекте мы видим, что костел есть.
— Спасибо за ваше замечание, — сказал замглавы администрации. — Давайте ваши предложения, мы их учтем.
Спустя два часа, так и не получив ответы на все свои вопросы, люди начали выходить из зала, где их уже ждали активисты.
— Собираем подписи против сноса наших домов, будем бороться до конца, — пояснила девушка.