Когда трубы горят: зачем МВД разжигает алкогольный пожар в Беларуси?
Проект указа по ограничению продажи алкоголя поступит в Совмин уже 1 ноября. В рамках борьбы с пьянством. С одной стороны, цель очень даже благая. Но с другой, опыт ограничительных мер и банальный анализ ситуации открывают совсем другую картину.
В «перестроечные» дефицитные времена ходил забавный анекдот: мол, Горбачев борьбу с пьянством начал с уничтожения закуски. Почти по такому пути предлагают пойти и некоторые белорусские чиновники, предлагая «загнать» спиртное в специализированные отделы, а время его продажи ограничить. На алкоголизации населения это никак не скажется, но надо же с пьянством бороться. Этим идеям в обед – сто лет, но на днях они вылились в законодательную инициативу – проект указа. И если на тему отрезвления народа от этих ограничительных мер еще можно поспорить, то дополнительные издержки производители и торговля точно поймают. «Минус» очевиден, а «плюсы»?
Пьют больше, покупают меньше
Страной трезвенников, по сути, Беларусь никогда не была. Как и большинство северных государств. Сами погодные условия подталкивают пропустить чарку-другую. Особенно после прогулки по лютому морозцу. Кстати, те же скандинавы тоже далеко не ангелы. Только у них спиртное настолько дорогое, что в Швеции и Норвегии считается правилом плохого тона прийти в гости без бутылки алкоголя. На него там настолько взвинтили цены, что пить чужую водку или коньяк считается плохим тоном, граничащим с иждивенчеством. Правда, самым ценным сувениром в этих государствах считается набор спиртного из дьюти-фри. Этим каналом пополнения своего бара пользуются буквально все. А немалое количество скандинавов отправляются в алкогольные путешествия. Скажем, финны облюбовали с этой целью Эстонию. В международных статистических отчетах эта небольшая страна впереди планеты всей по «употреблению» на душу населения. Правда, цифра почти всегда «со звездочкой». В сноске указывается: мол, это не эстонцы неизлечимые алкоголики, а слишком большой поток финских туристов в местные бары. Несомненно, Скандинавы и еще некоторые страны, создали замечательный фасад благопристойности. Официальная статистика полна оптимизма. А реальность… Сложно сказать, победили ли на полуострове алкоголь или просто загнали проблему в Эстонию и дьюти-фри.
В Беларуси долгие годы шли другим путем: старались максимально вывести продажи спиртного в легальную плоскость. Ведь когда официальная статистика соответствует действительности, тогда и с излишками яда «зеленого змия» бороться получается эффективно. В нулевые использовали два взаимодополняющих процесса: милицейскими и административными мерами боролись с суррогатами, одновременно обеспечивая магазины вполне достойным и доступным спиртным. Да, официальная статистика потребления алкоголя поползла вверх. Но пить-то больше не стали. Просто легальная водка заместила самогон и суррогаты из растворителей, а легальное пиво – контрабандные поставки из России и Украины.
Конечно, с пьянством полностью справиться не удалось. Но, по крайней мере, смогли локализовать проблемы. Об этом ярко свидетельствуют результаты госпрограммы по демографической безопасности. Продолжительность жизни выросла, смертность – снизилась, рождаемость находится в положительной динамике. Кстати, значительно уменьшилось количество отравлений алкоголем. Результаты налицо. Но в последние годы их упорно пытаются «смазать».
Водку-пиво победили – контрабанду развели
В 10-х годах официальный алкоголь стали планомерно «давить». Конечно, впереди истребительного отряда стояли медики и милиционеры. На пьянство списывали и приличную долю заболеваний, и преступлений. Одно время было крайне модно связывать подростковый алкоголизм именно с пивом. Под эту марку на пенный напиток подняли акцизы, соответственно, увеличилась и цена. Продажи упали. Правда, так и осталось неясным: за счет взрослого населения или несовершеннолетних. Но ориентировались на какие-то мифические международные стандарты.
Так уж получилось: сначала Россия вляпалась в европейский опыт. А вслед за ней потянулись и мы. Несколько лет подряд перманентно повышали акцизы на весь алкоголь, пока не доигрались до обвального падения продаж почти по всем сегментам рынка. По оценкам главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД, в прошлом году на нашем рынке было реализовано около 50 млн литров нелегального алкоголя на сумму 315 млн долларов. В основном, российского происхождения. По данным Ассоциации розничных сетей в приграничных с РФ районах продажи спиртного на 25% ниже, чем по республике. Близость границы четко отражается на статистике.
Тут-то и опомнились. Ставки акцизы заморозили. Принялись активно спасать и алкогольный, и пивной рынки. Но победить нелегальную водку оказалось очень непросто: слишком привлекательная она по цене. Тогда постарались сделать легальный алкоголь хотя бы доступным. В частности, отменили запрет на торговлю спиртным в ночное время. Дали возможность реализовывать его на заправках. Особой популярностью у путешественников пользовалось пиво. Естественно, не у водителей, а пассажиров.
Откровенности ради надо заметить: резкого всплеска продаж эти меры не принесли. По крайней мере, по данным Белстата, за первое полугодие продажи водки выросли всего на 0,3%, а пива – на 2,5%. Но после четырех лет перманентного падения, хотя бы стабилизация рынка – уже счастье для производителей ликероводочной продукции. Но их счастье длилось недолго.
Новое – забытое старое
Буквально на днях профильные ассоциации получили для обсуждения проект Указа, который возвращает былые ограничения обратно. Теперь в магазинах с 22.00 до 9.00 торговать спиртным будет нельзя. Придется его убрать и с автозаправок, если у них нет стационарных изолированных объектов общепита. А ведь магазинчики на АЗС в условиях падения спроса на топливо, стали одним из существенных статей дохода. Предлагаются и еще одно интересное нововведение: внедрить специализированные отделы по продаже спиртного, изолированные от основного торгового зала. Алкоголь решили отделить от закуски.
Собственно говоря, эти идеи не являются какими-то новыми. Их обсуждают не первый год. Но момент для претворения их в жизнь выбран как никогда вовремя. За 9 месяцев розничный товарооборот упал почти на 3%. Ритейлеры с трудом расхлебываются с задолженностями перед банками, поставщиками и другими кредиторами. Рентабельность розницы достигла исторических минимумов. И «подарок» в виде дополнительных инвестиций в организацию изолированных помещений для торговли спиртным – еще один гвоздь в их непростом существовании.
А последствия запрета ночной торговли слишком очевидны. Белорусы – люди находчивые и предприимчивые. Иногда не там, где следует, особенно, если "трубы горят", когда уже не до соблюдения законов. И если пропадет возможность с заходом солнца купить легально спиртное, сразу появятся другие неофициальные варианты. Благо, их и сегодня хватает. Или «безакцизная» водка из братской России исчезла окончательно? Ее было слишком много, чтобы она мгновенно могла испариться. А «ночной запрет» только усилит ее позицию. «Теневики» будут явно двумя руками за реализацию таких законодательных норм. Так может их интересы так активно лоббирует МВД? Вряд ли, потому что рост нелегальных продаж неминуемо повлечет за собой и рост криминала. Скорее всего, в МВД просто не понимают всех последствий.
Беспощадно и бессмысленно
Ограничения на то и существуют, чтобы создавать проблемы. Для производителей и торговли они очевидны. Но любое телодвижение предполагает достижение определенного результата. Иначе запреты превращаются в самодовлеющий процесс: ограничения ради ограничений. Кажется, это как раз такой случай. И так думают многие.
Не так давно первый заместитель министра здравоохранения Дмитрий Пиневич признался: неправильное потребление алкоголя – комплексная проблема. И такие же должны быть подходы к ее решению.
«Мы ошибаемся, когда полагаем, что если ограничим время и место продажи, сократим потребление», - заявил он. И добавил, что тем не менее, Минздрав поддерживает позицию, что алкоголь надо продавать в специализированных отделах, а время работы ночников ограничить.
Спрашивается, зачем? Чтобы пощекотать нервы производителям и ритейлу? Они и так натянуты, точно струны. Зачем нужны ограничения, если они не способствуют достижению цели? Для галочки?!
Кстати, во время Чемпионата мира по хоккею пиво продавали почти везде. Даже на стадионах. И нация в запой не ушла. На продажах это также кардинально не сказалось. Преступность город не захлестнула. Зато болельщикам было весело… Буквально на днях директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц буквально на пальцах рассказывал аудитории, как должен действовать механизм оценки влияния законодательных актов на бизнес. Например, вводятся какие-либо ограничения, скажем, на товары, которые влияют на здоровье. Прекрасно, но необходимо оценить, на сколько снизится уровень определенных заболеваний. Причем, в цифровых показателях, полученных научно-обоснованными методиками. Оценить и разные минусы: на сколько упадет производство этих товаров, сколько республика потеряет рабочих мест в оптовой и розничной торговле и так далее.
Сравнив положительные и отрицательные стороны, появляется возможность прийти к обоснованным выводам. Конечно, соответствующий правовой акт, который предусматривает обязательную оценку законодательных инициатив, еще находится в работе. Но и действующее законодательство позволяет обдуманно подходить к особенно щекотливым вопросам. А аргументированного ответа пока не дало ни одно ведомство: неужели если спиртное «запереть» в изолированных отделах и закрыть ночники, то алкаши протрезвеют? Сложный вопрос. Но по прогнозам Ассоциации розничных сетей, продажи легального спиртного могут упасть на 25%.
Самый мощный удар придется по магазинам формата «у дома»: львиная доля которых не сможет выполнить требование по причинам небольшого метража или особенностей конфигурации помещений. И тогда такие торговые точки станут просто не рентабельными, они просто исчезнут – закроются или обанкротятся.