Легендарный продавец ГУМа: магазинного вора всегда выдают руки
Евгений Казарцев, Sputnik.
ГУМу — первому крупному универсальному магазину в Беларуси — 5 ноября исполнится 65 лет. Воспользовавшись поводом, Sputnik прогулялся с живой легендой столичной торговли и разузнал о том, чем отличался ГУМ в 1960-е годы от современного и как менялись стандарты обслуживания покупателей.
Мечтала о работе в ГУМе
Как признается сама Бронислава Александровна Тиванова, для нее работа в ГУМе была мечтой со школы. Пришла она сюда работать в 1958-м году, сразу по окончанию десяти классов. Пыталась поступить в институт народного хозяйства, но сразу не прошла.
"Позже уже поступила на заочное в Нархоз, работала в детском отделе, потом — в школьной одежде. Потом постепенно повышали, а перед открытием ЦУМа предложили перейти туда на работу. Но мне не хотелось отсюда уходить. Правда, потом меня некоторое время не повышали, я ушла замдиректором в другой магазин…" — поделилась воспоминаниями Бронислава Александровна.
Но ГУМ ее не отпускал: она заходила в него после работы, "плакалась отделу кадров", и ее все же пригласили обратно. Со временем она стала заведующей секцией — сначала была главной по тканям, потом — занималась женской верхней одеждой и трикотажем.
"Секция была в половину этажа… И оттуда я уже ушла на пенсию в 1995 году. Сейчас хожу постоянно в ГУМ. Как домой сюда прихожу, вот честно. Здесь остались люди, которые работали у меня в секции, были ученицами… Они все повзрослели, но до сих пор часто кидаются на шею, если видят здесь", — призналась собеседница Sputnik.
Когда торговля была другой
Слова Брониславы Александровны тут же подтвердила одна из сотрудниц ГУМа — она подбежала к нашей собеседнице и начала расспрашивать ее о делах. "Это настоящая легенда магазина, поверьте!" — заверила продавец.
"Я на работе очень строгая, на самом деле. Были такие ситуации, когда некоторые люди поначалу плакались руководству, что не будут со мной работать. А спустя еще несколько недель — нельзя было уже отправить в другие секции, только со мной хотели работать", — рассказала легендарная заведующая.
С момента ее ухода на заслуженный отпуск изменились не только продавцы, но и секции — сейчас ГУМ мало напоминает тот, в котором она начинала свой рабочий путь, разве что архитектурой.
"Стены до сих пор родные", — сказала собеседница агентства.
О разнице в торговле тогда и сейчас Бронислава Александровна готова рассказывать долго: по ее словам, раньше в ГУМе почти не было открытой выкладки, а сейчас — иди почти весь этаж, можешь даже не останавливаться, и все увидишь.
"Сейчас, конечно, продавцам легче работать, но с другой стороны, и посетители воруют больше. И у нас воровали раньше. У меня двоюродный брат работал в то время в КГБ, он меня научил следить за теми, кто ворует — смотреть не в глаза, а на руки. Руками всегда нервничает человек, оказывается", — поделилась секретом Тиванова.
По словам Брониславы Александровны, главное, чем отличается "ее" ГУМ от нынешнего — ассортимент.
"Раньше мы получали тот же трикотаж только с нескольких фабрик. Сейчас — целое море разных фирм. У нас такого не было. По чуть-чуть начинали привозить частные предприниматели в начале 90-х, а до этого выбор был ограничен. Но тогда отличалось и качество: за него отвечали и фабрика, и товароведы. Сейчас, конечно, большая разница есть", — отметила она.
Почему в СССР было лучше
"Запомнилась мне ситуация с одним продавцом. Была она, кажется, наполовину цыганкой. Подходит как-то к ней покупательница, меряет одежду, а моя девочка ей говорит — не идет костюм, маловат. Покупательница надела, еле натянула. И продавец, Наташа ее звали, говорит: "Боже, да вы в этом платье страшнее, чем на самом деле!" Я подлетела, пыталась спасти ситуацию, а покупательница начала хохотать — все закончилось хорошо", — вспомнила Бронислава Александровна.
По словам собеседницы Sputnik, сервис за эти годы сильно изменился.
"Раньше нам говорили: вошел покупать в зал — это к вам гость пришел. Теперь продавцы, даже здесь, которые меня не знают, не успевают подходить, спрашивать, помогать. А раньше мы помогали друг другу, подсказывали и занимались клиентами, приходили делать отчеты с целыми мешками денег", — сказала она.
С конца 80-х ГУМ, вспоминает Бронислава Александровна, начал меняться. Меняться стали и люди.
"В 1990-е воровство началось сумасшедшее. Новые времена испортили людей. Раньше мы были добрее друг к другу, а товары и продукты питания тоже были лучше. Сейчас берешь колбасу, и не знаешь, из чего она сделана", — отметила Тиванова.
Когда ГУМ — второй дом
"Я в ГУМе выросла, повзрослела, состарилась. Это мой второй дом. Вчера дочери сказала, что снова сюда еду, а она спросила: что ты там потеряла? Я только летом не бывала здесь, мне от универмага дачу дали, там и живу сейчас. Поэтому не заезжала. Но стараюсь бывать как можно чаще", — в заключение призналась Бронислава Александровна.
Когда мы выходили из красивого здания универмага в центре Минска, решили задержаться около витрин — буквально на несколько минут. Собеседница Sputnik призналась — ей очень нравится, как сейчас выглядят витрины в магазине. В "ее" времена таких художников не было, а те, кто работал, постоянно пили.
"Но когда появились талантливые ребята, мы просили для дачи помочь — въезд оформить. Теперь там красота огромная", — заключила легендарная завсекцией.