Ограничения по продаже алкоголя – удар по малому бизнесу?
Розничные сети опасаются экономических последствий применения указа, ужесточающего контроль над оборотом алкогольной продукции.
Принятие Указа об отдельных вопросах регулирования розничной торговли алкогольными напитками в подготовленном виде приведет к банкротству и закрытию многих магазинов, уверены руководители розничных сетей. Как сообщила председатель Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская сегодня на пресс-конференции, уже подготовлен проект закона, который направлен на ограничение продажи алкогольной продукции в Беларуси. В частности, в нем предлагается установить ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции, а также создать в магазинах розничной сетей специализированных обособленных отделов для продажи алкоголя.
«На сегодняшний момент с учетом физического размера магазинов, особенно тех, которые менее 300 м кв. – выполнить требование по созданию обособленного отдела с установкой отдельной кассы практически невозможно», – отметила эксперт.
Как считает сопредседатель Ассоциации розничных сетей Сергей Смольский, больше всего нововведения затронут небольшие магазины, магазины формата «у дома», которые не смогут выполнить данные нормы в части обособленных отделов в силу своей небольшой площади.
«Но нужно понимать, что около 20% в обороте этих магазинов – это алкогольная продукция и пиво, – отметил он. – И следовательно, они сразу становятся нерентабельными, убыточными. Из 17 магазинов нашей сети 7-8 придется просто закрывать только для того, чтобы не допустить банкротства всей сети». По его словам, все это приведет, как к росту безработицы среди работников торговых сетей, так и к ухудшению торгового обслуживания населения.
Так и по данным гендиректора сети «Рублевский» Натальи Шаблинской, возможности на выделенные отделы из 71 магазинов сети имеют только два. Еще 20 требуют очень серьезных инвестиций для выполнения норм подготовленного проекта указа, с остальными же сделать вообще ничего невозможно, пояснила эксперт.
К тому же по ее словам, изменения правил торговли алкоголем поставят вопрос в целом о дальнейшем развитии торговых сетей. «Компенсировать убытки от потери доли в товарообороте от продаж алкогольной продукции нечем, кроме как повышением цен на товары, чего нам делать бы, естественно, не хотелось», – заявила Шаблинская.