Может ли фрикционная шина тягаться с шипованной? Тест зимних шин для микроавтобусов и фургонов
В нынешних зимних тестах шин на полигоне в Финляндии мы тестируем шины, предназначенные для коммерческой техники — фургонов и микроавтобусов. Программа испытаний не отличается от той, что мы проводили для кроссоверных шин. Пятерка претендентов выглядит так: Nokian Hakkapeliitta CR3, Continental VancoVikingContact 2, Michelin Agilis Alpin и Barum Snovanis 2 — фрикционные, Tigar CargoSpeed Winter — шипованная.
На льду
Программа испытаний «коммерческих» зимних шин включает четыре элемента на льду, среди которых наиболее важными являются разгон и торможение на льду.
При торможении на льду со скорости 34 км/ч лучше всех проявили себя фрикционные шины Nokian. С минимальной разницей от них отстали шипованные Tigar. Вот первое подтверждение тому, что хорошая фрикционная шина способна потягаться с шипованной. Остальные шины тормозили не так уверенно, особенно покрышки Barum.
Оценки за уровень сцепления на льду при разгоне не поменяли первоначальной картины. Наилучшее время разгона у Nokian и Tigar, хуже всего было трогаться с места на Barum.
При оценке уровня поперечного сцепления обутый в испытуемые шины фургон ехал по ледяному кругу. При этом замерялось время прохождения дистанции. Удивительно, но шипованные шины Tigar показали самое медленное время круга. А вот лучшее время оказалось у покрышек Continental.
«Обутый» в Continental фургон показал лучшее время круга и на извилистой ледяной трассе при оценке управляемости. Уверенно ехал автомобиль и на шинах Michelin и Nokian, показав неплохое время. А вот шипованные шины только подтвердили невысокий уровень поперечного сцепления.
На снегу
Со снежным покрытием все шины справились на хорошо и отлично — при оценке тормозного пути на снегу разброс результатов составил не более 3%. Отличились шины Nokian и Tigar.
А вот в разгоне на снегу разница в результатах оказалась немного больше. При этом лучший результат показали Nokian, а замкнули пятерку — Barum.
Конечно, управляемость для коммерческого фургона не самый важный показатель, но извилистая трасса позволяет почувствовать, как работает шина в обычных условиях.
Безопаснее и проще всего было управлять автомобилем на шинах Nokian. Неплохо проявили себя также Barum и Continental. А вот на шинах Tigar и Michelin активная скоростная езда по снежной трассе давалась плохо — уж слишком скользкими оказались эти покрышки.
На асфальте
В упражнении «Торможение на мокром асфальте» со скорости 80 км/ч первая тройка показала довольно похожие результаты: порядка 35 метров. А вот на шинах Barum и Tigar тормозной путь составил около 38 метров.
На трассе управляемости на мокром асфальте отлично выступили шины Michelin и Barum, а наименее безопасно и надежно фургон управлялся на шинах Tigar. Результат скорее предсказуемый, нежели неожиданный.
Тормозной путь на сухом асфальте очень длинный: около 51 метра на шинах Barum и Continental. На шинах Tigar и Nokian немного лучше — по 47 метров. Тут шипованный Tigar, безусловно, удивил.
Сопротивление качению
В реальной эксплуатации коэффициент сопротивления качению влияет на экономичность. Чем о меньше, тем легче шина катится и тем меньше топлива будет расходовать автомобиль.
Оценку легкости качения мы давали на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста пришлось вынимать шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 8 кг/т означает, что если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 80 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению.
Самый низкий коэффициент сопротивления качению у шин Nokian и Tigar. Самый высокий — у Continental.
По итогам тестов места распределились следующим образом:
Место 1 1423 балла |
Nokian Hakkapeliitta CR3 |
|
---|---|---|
Индекс нагрузки |
109/107R |
|
Глубина протектора, мм |
8,8 мм |
|
Вес шины |
12,7 кг |
|
Страна изготовления |
Финляндия |
Место 2 1383 балла |
Tigar CargoSpeed Winter |
|
---|---|---|
Индекс нагрузки |
109/107R |
|
Глубина протектора, мм |
8,5 мм |
|
Вес шины |
13,5 кг |
|
Страна изготовления |
Сербия |
Место 3 1375 баллов |
Continental VancoVikingContact2 |
|
---|---|---|
Индекс нагрузки |
109/107R |
|
Глубина протектора, мм |
10,9 мм |
|
Вес шины |
13,5 кг |
|
Страна изготовления |
Румыния |
Место 4 1359 баллов |
Michelin Agilis Alpin |
|
---|---|---|
Индекс нагрузки |
109/107R |
|
Глубина протектора, мм |
9,9 мм |
|
Вес шины |
13,5 кг |
|
Страна изготовления |
Франция |
Место 5 1295 баллов |
Barum Snovanis 2 |
|
---|---|---|
Индекс нагрузки |
109/107R |
|
Глубина протектора, мм |
11 мм |
|
Вес шины |
14,0 кг |
|
Страна изготовления |
Румыния |
Результаты всех тестов мы свели в таблицу: