12 тысяч зрителей и 100 тысяч долларов: как в Казани сражались лучшие "танкисты" мира
Кульминацией второго дня киберспортивных соревнований в Казани стал зрелищный финал, в котором сошлись давние противники Hellraisers и Natus Vincere.
Сражение велось до последнего, и при равном счете перед заключительным боем никто не мог с уверенностью сказать, кто же победит.
За боями с равным интересом следили зрители всех возрастов: взрослые и дети обсуждали тактики команд, спорили насчет выбранной игроками техники, болели за своих кумиров.
Каким был второй день, и как сложилась судьба призовых 100 000 долларов США, читайте в репортаже 42.TUT.BY.
Репортаж первого дня: «Белорусские „танки“ в Казани: редкое оружие спецназа и красивые танкистки»
Командир Т-72: «танки» учат взаимовыручке
На второй день в Казани складывается впечатление, что в танки играют абсолютно все. Не стали исключением и военные, которых немало было на соревнованиях.
Один из них командир танка Т-72 капитан Руслан Сафиуллин, который играет со дня выхода World of Tanks.
— С игрой познакомился еще будучи курсантом, мне сразу понравилась графика и игровой процесс. Если сделать скидку на виртуальность происходящего, то игра довольно реалистична — каждая неровность сбивает прицел, звук падающих гильз на пол боевого отделения после выстрела, рокот тяжелого мотора, чувствуется мощь машины.
Конечно, капитану есть с чем сравнить, хотя в реальности все намного сложнее.
— В танке ты все время в замкнутом пространстве, над тобой тонны брони, чувствуешь себя уверенно. Только вот после каждого выстрела в отделение проникают пороховые газы, а чтобы починить гусеницу, нужна не «ремка», а кувалда и тяжелый физический труд.
Много играть капитан себе позволяет, но всегда играет аккуратно, статистике его побед можно позавидовать — более 60%.
— Играю в основном, чтобы расслабиться после службы, полчаса в день. Этого вполне хватает. Если честно, то мужчинам не хватает экшена, все время сидеть на диване не станешь.
Любимый класс в игре у капитана — противотанковые САУ, Руслан старается играть аккуратно и не лезть на рожон.
— Комфортно играть на американских ПТ-САУ, у них при повороте башни не сбивается маскировка и можно поражать врагов, не опасаясь засвета (момент в игре, когда танк становится на время видимым). Также нравится французский барабанный танк Bat.-Châtillon 25 t. У него отличная динамика и высокие показатели урона.
Свой лучший бой капитан сыграл на британской ПТ САУ АТ-15, когда ему удалось на городской карте разгадать замысел команды противника, укрыть уязвимые места за препятствием и уничтожить 12 танков противника (из 15 возможных), таким образом переломив ход битвы.
— World of Tanks в первую очередь — это командная игра, она учит взаимовыручке и доверию. Нельзя успешно воевать, не будучи уверенным, что твою спину прикрывает товарищ. Есть такое слово «победим», оно подразумевает совокупность вкладов, когда усилия прикладываются сообща.
А еще «танки» позволяют не терять связь с сослуживцами. В свободное время бывшие курсанты и однополчане, которых судьба раскидала от Калининграда до Камчатки, созваниваются и катаются взводом.
Призовые 8000 долларов на человека и игра за зарплату
Впрочем, от игры в танки можно получить не только удовольствие, но и вполне материальную прибыль. В перерыве между виртуальными боями нам удалось пообщаться с менеджером знаменитой команды Hellraisers Юрием Бухаровым.
— Команда Hellraisers и World of Tanks только одна из сторон моей жизни, у меня также есть небольшой бизнес, которому я посвящаю всю первую половину дня. Киберспорт — он не на всю жизнь, это безусловно яркий и интересный отрезок времени, но не больше.
В обязанности Юрия входит составление тренировочного расписания, поддержка необходимой документации, организация быта команды на выезде и распределение зарплаты.
— Работа менеджером команды проходит в режиме нон-стоп, мне даже ужин жена зачастую приносит прямо к компьютеру — в неделю у нас только один выходной, все остальное время по нескольку часов занимают тренировки. Мне также, как всем, необходимо играть, ведь если одному из наших игроков будет плохо — мне надо будет заменить его.
В отличие от обычного спорта, виртуальный не так требователен к возрасту спортсменов. Самому младшему игроку Hellraisers — 19 лет, старшему — 26 лет.
— Желательный возраст игрока — от 18 лет, чтобы не было проблем с выездом за границу. Турниры по World of Tanks проводятся в разных странах, и нам важно хорошо выступить на каждом, ведь от нас результатов ждут спонсоры, и не хочется их разочаровывать. Предельный возраст, полагаю, порядка 30 лет, затем уже рефлексы становятся хуже, реакция не такая острая.
Каждый игрок команды получает зарплату, отдельными бонусами идут призовые с турниров, размер которых служит неплохим стимулом побеждать.
— В среднем месячная зарплата игроков составляет 500 долларов, в год у нас проходит четыре больших турнира. Например, за второе место на Гранд-финале 2016 года в Варшаве мы заняли второе место, и каждый член команды получил 7−8 тысяч долларов наличными.
Атака «Маусов» и последний бой Hellraisers
Тем временем в «Татнефть-арене» определились финалисты. Темная лошадка сезона команда Brain Storm не смогла противостоять Hellraisers, а Not So Serious лучше раздают автографы, чем танкуют. В итоге в финал вышли давние противники — Hellraisers и Natus Vincere.
Первый же бой остался за «Красными дьяволами», которые, казалось, решили сполна рассчитаться за обидное поражение в Варшаве. Но затем Natus Vincere собрались и быстро довели счет до почти разгромного 1:5. Казалось, Hellraisers уже ничего не могло спасти, и тогда «красные» начали делать то, за что их больше всего любят фанаты — импровизировать.
Самым ярким моментом противостояния стала атака тяжелых танков 10-го уровня Maus. Тяжелые и неповоротливые эти машины давно утратили свое значение бронированного стального тарана из-за широкого распространения в игре подкалиберных снарядов и танков с мощными и пробивными орудиями.
Более того, Natus Vincere были в обороне, а Hellraisers с «маусами» в атаке! Maus медленный и не может сменить направление атаки, потому любая ошибка может стать фатальной. Но «Красные дьяволы» идут ва-банк.
Natus Vincere выставляют против них армию быстрых и маневренных французских барабанных танков с огромным уроном — Bat.-Châtillon 25 t и AMX 50 B, каждый из которых может безнаказанно закрутить и расстрелять огромную «мышку».
Что происходит дальше, трудно поддается описанию, наверное, это проще назвать магией. Пока неповоротливые «мыши» ползут к месту сражения, Hellraisers успевают потерять одну машину. Завязывает жесткая и продолжительная перестрелка, «Красные дьяволы» теряют хитпоинты, как в битву стальным щитом вмешиваются добравшиеся наконец-то «маусы», которые и ставят финальную точку в этом бою.
Игра обоих команд держит зал в постоянном напряжение, и к финалу, когда счет становится 6:6 и впереди решающий бой, эмоциональное напряжение зрителей достигает наивысшей точки.
Состояние команд такое же, поэтому решающий бой превращается в жесткое противостояние стенка на стенку. Никакой тактики, никаких хитрых маневров, только натиск и огонь. В результате все решается за несколько минут, и Natus Vincere становятся вновь чемпионами, получая 50 тысяч долларов. Призовые Hellraisers за второе место - 25 тысяч долларов.
Более 12 000 зрителей
Резюмируя итоги двух дней соревнования в Казани, руководитель киберспортивного направления Wargaming в СНГ Алексей Корнышев отметил, что еще раз подтвердился интерес публики к World of Tanks: за два дня соревнований «Татнефть-арену» посетили порядка 12 тысяч зрителей. А впереди — еще более серьезные соревнования.
— «Танки» как киберспорт развиваются, и их популярность растет по обе стороны океана. Сегодня Европе и США есть свои профессиональные лиги и настало время проверить их силы в рамках глобального турнира «Битва финалистов», который пройдет в Нью-Йорке. Призовой фонд соревнований — 280 тыс. долларов.
Америка, по словам Алексея, была выбрана не случайно.
— США — настоящая Мекка для серьезного спорта. Здесь существуют такие известные на весь мир и популярные лиги, как NHL, NBA и другие спортивные гранды. Мы считаем, что проведение «Битвы финалистов» и финала чемпионата по мобильной игре World of Tanks Blitz станет серьезной заявкой и повысит престиж нашей Wargaming.Net League.
Также Корнышев отметил, что мобильная версия «танков» пользуется огромной популярностью у киберспортсменов.
— Спрос на игру очень большой: во время регистрации на турниры свободные слоты выбиваются за считанные часы. Сейчас разрабатывается регламент для соревнований в Нью-Йорке, выбираются устройства, на которых будут проводиться соревнования, и платформа. Ведь в World of Tanks Blitz играют как на android, так и на iOS и Win 10. Мобильный кибреспорт — это «Terra Incognita», неизвестная область, в которой нам во многом предстоит быть первооткрывателями.