"Поднимем цены - лишим людей доступной радости". Почем кино в Минске и соседних столицах
Складывается впечатление, что все вокруг дорожает: тарифы на связь повысились, гречку в магазинах и вовсе продают по 3 рубля за кило, но цены на билеты в минских кинотеатрах вопреки всему неизменны уже год. AFISHA.TUT.BY узнала, когда стоит ждать подорожания. Мы посмотрели, как изменялась стоимость в последние годы, и заглянули в прейскурант кинотеатров ближайших к Минску столиц.
Кинотеатры: «Поднимем цены — лишим людей простых радостей жизни»
Во всех государственных кинотеатрах Минска цены устанавливает «Киновидеопрокат». Первый замгендиректора предприятия Андрей Разжевайкин говорит, что пока не поднимаются цены на электроэнергию и другую «коммуналку» — не дорожают и билеты в кино.
— Цены не менялись с первого января и до конца года будут такими же, как и сейчас. Конечно, от цен зависит прибыль. Но тут палка о двух концах — цены можно поднять так, что зрители совсем перестанут к нам ходить.
В «Киновидеопрокате» рассказывают, что правообладателям не только перечисляется процент от собранных за продажу билетов средств, но и обсуждаются сами цены на билеты.
— По сравнению с Россией цены у нас действительно низкие (а с Европой мы и не сравниваем). С каждой компанией и практически по каждому фильму стоимость билетов оговаривается отдельно. Пока партнеры нас понимают: все же уровень жизни и заработных плат у нас не такой, как в той же Москве и Питере, и продавать билеты по 300 российских рублей (около 9 белорусских) мы не можем.
Заместитель директора «АртКинотеатра» Наталья Демчук говорит, что цены на билеты в их кинотеатрах не поднимаются (и до Нового года точно не поднимутся), потому что зарплаты белорусов отнюдь не увеличиваются.
— Кино — это одно из немногих в нашем обществе доступных всем развлечений. Если мы поднимем цены, то лишим людей простых радостей жизни. Сводить девушку в кино, купив при этом попкорн, и так обойдется молодому человеку в 200 тысяч. Зачем лишать личной жизни молодое поколение? — задается риторическим вопросом Наталья.
Не планируют в ближайшем времени повышения цен и в Silver Screen Cinemas. Директор по репертуарному планированию Анастасия Гурина отмечает, что цены в их сети после деноминации все же немного изменились — но только для удобства посетителей.
— Мы отрегулировали цены, чтобы меньше пользоваться копейками при расчетах. Где-то чуть-чуть подняли, где-то — немного опустили (в кинотеатре есть «детские», и «пенсионные» билеты. — AFISHA.TUT.BY).
Анастасия говорит, что затраты на оборудование, его обслуживание, аренду помещений в торговых центрах, коммунальные услуги и электроэнергию, а также уровень зарплат сотрудников остались на прежнем уровне. Проще говоря, явных предпосылок для повышения цен не было.
— Мы не спешим поднимать цены еще и потому, что знаем: платежеспособность населения падает, это не последний фактор.
Дистрибьюторы: «Голливуд понимает, что на белорусах много не заработаешь»
Не последнюю роль в ценообразовании играют и дистрибьюторы — компании, которые закупают и отвечают за прокат фильмов. Менеджер по маркетингу российского дистрибьютора «Гельварс Синема» Алина Малахова рассказывает: один и тот же фильм для России и Беларуси может стоить абсолютно разных денег.
— Те цены на билеты, которые вы видите в кассах кинотеатра, удается удерживать только благодаря переговорному процессу. Организации (будь то государственный киновидеопрокат или коммерческий кинотеатр) не будут работать себе в убыток, поэтому не стоит думать, что Россия и Беларусь закупают киноленты по одной цене.
Алина говорит, что менеджеры, которые закупают фильмы для Беларуси, должны обладать идеальными навыками переговорщиков: только тогда удается «сбить цену» и закупать фильм дешевле, чем тем же россиянам.
— И это не лукавство, это реальное положение вещей. В сложном положении сейчас не только Беларусь, но и Украина, Литва. И я уверена, что они точно так же ведут переговоры по каждому фильму, особенно если это касается блокбастеров.
Директор «Интерфильм Дистрибьюшн» Сергей Козырев слова коллеги подтверждает. Он рассказывает, что белорусских дистрибьюторов-резидентов можно посчитать по пальцам, и те в основном работают через российские офисы голливудских компаний.
— Так сложилось, что страны Прибалтики работают отдельно — через лондонские офисы. В то время как Беларусь (и небольшие закавказские страны вроде Грузии и Казахстана) идут в общем пакете прав стран СНГ (то есть вместе с Россией).
Основная стоимость, поясняет представитель компании-дистрибьютора, формируется из расчета проката на российском рынке, а поскольку остальные страны СНГ идут «прицепом» — на них кинокомпании зарабатывают уже посредственно.
— Зарабатывают столько, на сколько получается договориться. В Голливуде не глупые люди работают и понимают, что рынки отличаются, общая экономическая ситуация и платежеспособность тоже разная. Это бизнес: лучше с не очень богатых белорусов заработать хоть какие-то деньги, чем никаких.
Сергей Козырев отмечает, что итоговую цену (которую видит покупатель в чеке) формирует кинотеатр, а не дистрибьютор.
— Мы можем только в рамках прейскуранта кинотеатра настаивать на верхнем пределе или давать возможность работать по более низкой цене.
Самое дорогое кино — в Варшаве, в Минске цены не поднимались уже год
AFISHA.TUT.BY сравнила, как в последние три года менялись цены на билеты в кино в двух государственных и двух частных минских кинотеатрах. Нас интересовали исключительно вечерние сеансы выходного дня. Мы также ознакомились с прейскурантами кинотеатров ближайших к Минску столиц — Москвы, Киева, Варшавы, Вильнюса, Риги — и узнали, сколько стоит сходить на «Бриджит Джонс 3».
Стоит отметить, что цены в разных кинотеатрах одного города незначительно отличаются. Мы обращали внимание только на «стандартный» билет, а сами кинотеатры выбирали в случайном порядке.
Оказалось, что дороже всего сеанс в кино обойдется вам в Варшаве — 16, 5 белорусского рубля за один билет. Дешевле — в Киеве (за 5,6 рубля).