Объем новых депозитов физических лиц остается на многолетнем минимуме
Объем открытых в банках новых срочных депозитов физлиц в августе вырос, и Br-рублевых и инвалютных, но, все же, остается, с учетом инфляции, на уровне многолетних минимумов: раньше белорусы открывали новых вкладов в разы больше, чем сейчас. Больше была тогда и доля национальной валюты в общей сумме новых срочных вкладов, когда как сейчас - мизерная.
Тем не менее, выросший приток денег от населения на новые срочные вклады позволил в августе увеличить только появившийся чистый приток на срочные депозиты физлиц в национальной валюте и уменьшить чистый отток из срочных инвалютных депозитов. Положительная тенденция по Br-вкладам – благодаря финансово-курсовой стабилизации в последнее время, а по валютным вкладам – благодаря росту $-эквивалента доходов.
Ранее приток денег от населения на новые срочные вклады резко сократился в апреле после сильнейшего падения доходности отзывных срочных депозитов, как в Br-рублях, так и в иностранной валюте, и введения налога на процентные доходы по коротким вкладам (по Br-рублевым - до 1-го года, по валютным - до 2-х лет).
Новые срочные вклады в национальной валюте
В августе было открыто новых срочных вкладов физлиц в национальной валюте (а в статистику включаются не только физический приток “новых” денег в банк извне, но и капитализация начисленных процентов и продление уже действущего вклада на новый срок без выноса денег из банка) на Br201 млн, в том числе по сроку да 1 года - Br162 млн, свыше 1 года – Br 39 млн.
Это больше, чем в июле, на 19,1% (когда был достигнут минимум валового притока на срочные Br-депозиты с осени 2012-го, то есть почти за 4 года), и чем в июне. Но меньше, чем во всех остальных месяцах 2016-го.
Прирост валового притока Br-рублей от физлиц на новые срочные Br-депозиты после 4-х месяцев подряд падения произошел благодаря финансово-курсовой стабильности в стране. Но здесь следует учитывать, что ежемесячно начисляется около Br50 млн процентов, значительная часть которых капитализируется в новый вклад и, добавив пролонгацию действующего вклада, получиться, что новых денег извне в банки население несет сейчас совсем незначительное количество.
Рекордная сумма валового притока на новые срочные Br-рублевые депозиты, Br1,404 млрд была в апреле 2015-го, после чего пошло быстрое сокращение, в первую очередь в связи с девальвационными ожиданиями, которые подтвердились в августе того года.
По абсолютной величине августовский объем новых срочных Br-вкладов находится на 4-хлетнем минимуме (меньше было лишь в прошлом и позапрошлом месяцах), но выше, номинально, объемов более ранних лет.
А с учетом инфляционного ослабления стоимости Br-рубля (сегодняшний Br-рубль по своей покупательной способности отличается от более раннего Br-рубля на величину инфляции за прошедший период), этот, августовский, объем новых срочных Br-депозитов – один из самых низких более чем за 13 лет.
Даже в 2011-м, когда от стремительно девальвирующего Br-рубля пытались избавиться как можно быстрей (вспомним очереди в обменные пункты, пустые полки в магазинах импортной бытовой техники), валовый приток Br-рублей от населения на срочные Br-вклады был, в сопоставимой покупательной способности, более значительный, чем сейчас, в том числе на депозиты со сроком более 1-го года.
В долларовом эквиваленте новых срочных Br-вкладов в августе открыто на $100 млн. Прирост объемов в $-эквиваленте в августе – совсем незначительный, несмотря на укрепление Br-рубля к доллару: меньше было только в предыдущих 2-х месяцах - минимумах последних 13 лет. Хотя чуть более года назад их открывалось в $-эквиваленте на порядок больше ($500-900 млн экв. ежемесячно).
Максимум же $-эквивалента новых срочных Br-депозитов физлиц был в конце 2013-го – начале 2014-го: более $1 млрд (и даже $1,2 млрд) новых Br-вкладов в $-эквиваленте тогда открывалось за месяц.
Маленький объем новых срочных Br-депозитов физических лиц при стабильном и даже укрепляющемся к доллару Br-рубле (что означает очень высокую долларовую доходность таких вкладов) - это результат падения реальных доходов населения, когда «лишних» денег, раньше откладывавшихся из зарплат и прочих доходов в долгосрочные сбережения, остается меньше.
Новые депозиты в иностранной валюте
Статистика по валютным вкладам лучше, чем по Br-рублевым, и по объемам и по динамике: новых срочных депозитов физлиц в иностранной валюте в августе открыто на $638 млн (в т.ч. на срок до 1 года - $379 млн, на срок свыше 1 года - $259 млн), что на 26,6% больше, чем в июле (Br-рублевые - $100 млн и +19,1% соотв.).
Августовский объем новых валютных срочных вкладов - это уровень 2012-13 гг. Исторический рекорд валового притока валюты физических лиц в банки был совсем недавно: в августе 2015-го он состоялся в сумме $1,512 млрд (тогда одновременно резко упал принос Br-рублей на срочные Br-вклады из-за девальвации Br-рубля в том месяце, то есть произошел переток из Br-рублевых в валютные: так появился дополнительный объем).
Рост интереса к валютным вкладам отмечен с 2009-го года, когда в самом начале январе того года произошла неожиданная для многих обывателей девальвация Br-рубля, и обладатели Br-вкладов сильно потеряли в $-эквиваленте.
До этого новых срочных валютных вкладов открывалось мало, предпочтение отдавалось Br-рублевым: с 2001-го по 2008-й Br-рубль был стабилен, и Br-рублевые срочные депозиты давали хороший доход в долларовом эквиваленте, намного больше валютных вкладов. Так, в 2004-07 гг. среднемесячный объем новых срочных вкладов в иностранной валюте было чуть более $100 млн, а в Br-рублях - $295 млн в эквиваленте.
Br-эквивалент августовского объема новых срочных вкладов физлиц в иностранной валюте - Br1,28 млрд. Рекорд – почти Br2,5 млрд - был ровно год назад, в августе 2015-го. И это по тогдашнему курсу Br$ - по сегодняшнему было бы под Br3 млрд.
В Br-эквиваленте новых срочных вкладов физлиц в иностранной валюте до 2009-го был вообще мизер в сравнении с сегодняшними объемами даже с поправкой на инфляцию.
Низкий приток валюты на срочные вклады происходит как по указанной выше причине сокращения доходов на фоне экономического кризиса, так и из-за нежелания “затягивать пояса”: пытаясь сохранить достигнутый уровень потребления приходится сдавать накопленную в “жирные годы” валюту (в том числе ту,что находится на депозитах, а это более $7 млрд остатков), а не размещать ее на новых $-вкладах. Это подтверждается многомесячной чистой продажей валюты населением и снижением остатков валютных вкладов физлиц.
Все новые депозиты физлиц – в национальной и иностранной валюте
Общий объем всех новых, открытых в августе, срочных вкладов физических лиц (Br-рублевых + инвалютных в Br-эквиваленте) - Br1,482 млрд.
Максимальный объем Br-эквивалента всех новых срочных депозитов физлиц был в августе 2015-го – Br3,136 млрд (в формате после деноминации).
Если убрать инфляционное неравенство сегодняшних и прошлых объемов (используя официальный индекс потребительской инфляции от Белстата), то сумма новых срочных вкладов от физлиц в отчетном августе – это уровень 3-5-летней давности.
В долларовом эквиваленте объем валового притока средств населения в августе на все срочные вклады во всех валютах - $738 млн. Месяц назад было $589 млн – минимум за 8 лет. В 2014-15 гг. $-эквивалент объема новых депозитов был до $2 млрд в месяц, а иногда и превышал этот уровень.
Иностранной валюте белорусы доверяют больше: 86,4% новых вкладов в августе открывалось именно в ней. В прошлом месяце было 85,6%. Рекордный же процент доли вкладов в иностранной валюте в общем объеме новых срочных депозитов физических лиц – 88,0%, зафиксирован в ноябре 2015-го.
В сентябре продолжилась финансово-курсовая стабильность, что способствует росту объема новых Br-вкладов от населения, а повышение $-эквивалента доходов благодаря укреплению Br-рубля к доллару - увеличению суммы новых срочных депозитов физлиц в иностранной валюте. Но падение реальных доходов не позволит восстановить былые объемы.