Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?

Источник материала:  
13.09.2016 16:49 — Разное

Дмитрий Андрюшин, Sputnik.

В тот день, когда первый минский троллейбус МТБ-82Б, отслужив 20 лет на маршруте №1, встал на пьедестал почета в первом троллейбусном депо, в землю было брошено зерно о создании в Минске музея городского транспорта. Случилось это в далеком 1972 году. Первый минский троллейбус должен был стать и первым экземпляром в этой экспозиции, но один недавний жест городских властей, кажется, этот так долго крепший росток подрубил.

Арт-стрит фестиваль Vulica Brasil решил наполнить постфабричную, а ныне прогрессивно-тусовочную Октябрьскую улицу новым содержанием и для своих инсталляций попросил у города несколько старых ненужных трамваев. Художники собираются раскрасить их и переоборудовать под кафе. Идея интересная, туристическая привлекательность просматривается, и наконец-то власти открыты для гражданских инициатив.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
© Фото: Алексей Поросятьев из открытых источников в соцсетях
Разрисованный вчера в рамках Vulica Brasil музейный трамвай Татра-Т6 на Октябрьской улице. Рядом стоит один из двух сохраненных трамваев РВЗ-6, ожидающий подобной участи.

Только одно но. Под словами "старые и ненужные" Минтранс уразумел экземпляры, вот уже восемь лет хранившиеся для будущего музея. Такое настораживает. И не только потому, что цели у организаторов Vulica Brasil и музейные диаметрально противоположные: у первых изменить функцию старого трамвая и вдохнуть в него барно-коктейльную жизнь, у вторых — сохранить и восстановить его в первозданном виде, сколько отношение Минтранса. Вдруг стало понятно, что у городских чиновников четкого разделения понятий, что есть "музейный экспонат", а что "старый ненужный трамвай", совсем нет…

Почему так не повезло трамваям и троллейбусам

В советские времена отработавшую технику было принято утилизировать на металлолом, и многие модели автобусов, троллейбусов и трамваев, выпущенные тысячными тиражами, остались только в наших детских воспоминаниях — до наших дней дошли в единичных экземплярах. Коммунистическая идеология была рациональной, экономически обоснованной, и в стахановской гонке строительства нового мира старый принято было рушить до основания, не оставляя ничего в назидание потомкам. Похоже, на эти же совковые грабли городские чиновники наступают и сейчас.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
© Public Domain.
Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС (ВСХВ). Разработан как экскурсионный для выставочной линии "В" на ВСХВ-ВДНХ в Москве. Две единицы данной модели до 1973 года работали в Минске. К сожалению, ни один из них не сохранился.

В Минске за его 130-летнюю историю общественных перевозок удалось сохранить немного: в основном силами работников самих депо, да и то лишь послевоенный подвижной состав. Все на энтузиазме. Не сохранилось ни одного довоенного трамвая, ни одного послевоенного автобуса, и даже редчайшие экскурсионные троллейбусы СВАРЗ с огромными панорамными окнами, отслужив свое, пошли на металлолом.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
Примерно в таком состоянии попадают в руки реставраторов большинство раритетов. На фото: междугородний автобус Ikarus 55 Lux.

И теперь для энтузиастов найти в виде бытовки на дачном участке или в болоте остов какого-нибудь редкого Икаруса — это большая удача. Далее начинается дорогостоящая и кропотливая работа по поиску оригинальных агрегатов, деталей интерьера и приведение машины в аутентичный вид. Такой труд может занимать годы. Позволить такую работу могут себе лишь богатые города. Например, в Москве и Санкт-Петербурге уже сформированы сильные коллекции, но и там не все так просто, даже при наличии у городской власти правильного понимания процессов.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
Коллекция московского музея "Московский транспорт" включает более 300 единиц коммунальной техники.

Минскому автобусу не повезло совсем. Курсировавшие по городским линиям машины ЛИАЗ, ЛАЗ, и даже, казалось, вечные желтые Икарусы в хорошем состоянии уже днем с огнем не найдешь.

С троллейбусом дело оказалось лучше, но не намного. Когда территория первого троллейбусного депо отошла под заглохший в итоге инвестиционный проект, легендарный первый минский троллейбус сполз с пьедестала почета под забор троллейбусного депо №2. Там он и стоит. Ржавеет. Изредка ветерана городских улиц выгоняли на линию в честь Дня города, но последние годы о нем забыли. Рядом врастают в землю его наследники на столичных маршрутах: ЗиУ-5 и Зиу-9. Стоят на улице, не законсервированные для долгосрочного хранения.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
"Музейные" Зиу-5, МТБ-82Б, и ЗиУ-9 на сохранении на территории троллейбусного депо №2 города Минска. Состояние техники и условия хранения говорят о многом.

ЗиУ-5 в свое время коснулась рука рембригады, и троллейбус стал еще меньше походить на свой оригинальный стан: его как-то странно покрасили, причем вместе с колесами. Рассматривая старые альбомы с фотографиями Минска 1970-х вы даже можете и не признать этот троллейбус за минский.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
© Sputnik/ Александр Моклецов
Троллейбус на площади Победы в Минске, 1966 год

А вот с трамваями в целом, и РВЗ-6 в частности, все было относительно благополучно. До вчерашнего дня. Еще в 2008 году оставили лучшие из сохранившихся экземпляров: в оригинальном состоянии и комплектные до последнего светильника: два вагона РВЗ-6 — это культовый минский трамвай, который отбегал по столичным улицам 42 года, один ЛМ-49, переоборудованный в депо под красный уголок, одну чехословацкую Татру-Т6 и один немецкий GT8M. Все с историей.

Например, немецкие вагоны GT8M выпуска 1969 года появились в Минске в 2002 году задарма. Транспортникам Карлсруэ оказалось выгоднее подарить их белорусской столице, чем оплачивать утилизацию. При этом 30-ти летние немецкие трамваи выглядели почти новыми. Лишь на этом примере можно воспитывать культуру горожан. Хранимые для реставрации, вместе с троллейбусами они должны были стать ядром будущей экспозиции. Словом, мечта реставратора.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
Трамваи РВЗ-6, автобусы Икарус-260 и ЛИАЗ-677. Еще недавно казалось бы бегали по минским улицам, а теперь о их присутствии в городе могут напомнить лишь исторические фотографии. 1987 год.

Стоять тихо в депо и ждать своего часа или на Октябрьской быть пущенным в тусовочную жизнь?

С учетом того, что сохранившиеся "живые" экземпляры на вес золота, ожидаешь от городских чиновников, согласовывавшим проект Vulica Brasil, понимания ценности проделанной в трамвайном депо работы. Но вместо этого два единственных и самых знаковых для города трамвая, сохраненных комплектными и в оригинальном состоянии, они легкомысленно отдают под проекты, которые с музейной точки зрения можно назвать актом вандализма.

Нужны ли Минску музеи о самом себе?

Давайте будем реалистами: улица тусовочная, подвыпившего народа много, кто-то полезет на крышу, кто-то что-то начнет откручивать на сувениры, и где гарантия того, что ночью не придут ушлые ребята и не вырежут драгметалы из электорооборудования? Да и переоборудование вагона под кафе также потребует переделок, которая лишит раритетные трамваи духа времени и исторической ценности. Разве для этого их сохранили?

С музейной точки зрения первое однозначно. У Vulica Brasil свои аргументы — трамваи помогут капитализировать улицу. Какое же из двух зол выберет город?

Мингорисполком делает оговорку, что когда музей случится, то трамваи приведут в первоначальное состояние, но за этой ремаркой даже невооруженным глазом видно, что чиновники не понимают нюансов и специфики дела. Кто и, главное, как будет потом приводить трамваи в порядок? У города нет ни специалистов для таких дел, ни понимания процессов реставрации, ни желания. Закрасить трамваи в граффити будет несложно, а вот привести в исходное состояние и дольше, и дороже — бизнес-плана у этой затеи, подозреваю, не имеется.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
© Sputnik/ Дмитрий Андрюшин
Частный ПАЗ-672М, восстановленный энтузиастами ретро-движения. Фотосессия под присмотром хозяина. А что будет с музейными трамваями, если они будут ночевать на улице без присмотра?

Поэтому вывод один: если РВЗ-6 переоборудуют в кафе, идею с музеем городского транспорта придется хоронить.

Получается, городу не нужна своя история, коль на реализацию этих проектов ресурса нет, зато есть инициативные ребята, готовые вдохнуть в прокрустово ложе старой трамвайной формы новое содержание, обещающее туристическую привлекательность недорого и прямо сейчас?

Анти-примером здесь может послужить "Музей истории города Минска". Он хорошо иллюстрирует системную проблему, когда директивные методы не дают результата. Ведь музей создан, функционирует, а про историю города в нем практически ничего нет — периодические тематические выставки художников, фотографов и скульпторов проводятся, а вот городских артефактов, интересно и современно иллюстрирующих быт горожан за его 950-летнюю историю, не собрано. Не получится ли с государственным музеем транспорта такая же мертворожденная история?

Да, вместе с уже существующими коллекциями пожарных машин МЧС, мотоциклов МВД, плюс приложив некоторые усилия по сбору оставшейся в закромах разной техники, Минск еще может сформировать познавательное собрание транспорта, иллюстрирующее коммунальное хозяйство города эпохи развитого социализма.

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?
© Sputnik/Виктор Толочко
Празднование 80-летия ГАИ в Минске

И, думаю, эта коллекция может быть не менее ярким впечатлением, чем коктейль Молотова в разрисованном граффити трамвае. По крайне мере, западного туриста последним не удивишь. Но напрашивается вывод, что вдохнуть жизнь в музей транспорта Минтранс самостоятельно не в состоянии. Это по силам только идейным фанатам, но сегодня за технику им уже придется побороться с более шустрыми и идейными Vulica Brasil. Выигрывает не тот, кто прав, а кто активнее.

←Видеофакт: в Гродненской области водитель оборвал "пистолет" на АЗС, "починил" его и уехал

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика