Полная детоксикация: что будет, если месяц употреблять контент, созданный женщинами и о женщинах

Источник материала:  
13.09.2016 08:40 — Разное

Никогда не замечали, как в мире много информации, посвященной мужчинам? Даже произведения искусства и массовой культуры чаще всего демонстрируют нам именно мужчин. Мужчины: великие и жалкие, красивые и не очень, успешные и борющиеся за успех, молодые и в возрасте, разных цветов, размеров и взглядов. В сериалах, книгах, песнях, фильмах.


Кадр из сериала «Декстер»

В феминистских текстах часто поднимается вопрос о том, когда мы все последний раз читали книгу, написанную не «белым гетеросексуальным мужчиной».

Безусловно, чаще всего это отличные работы. Филипп Рот и Джон Фаулз, Федор Достоевский и Василь Быков, «Доктор Хаус» и «Теория большого взрыва», «Карточный домик» и «Декстер»… При всей высоте художественного уровня им есть что предъявить, ведь все женские персонажи в этих произведениях находятся на вторых ролях. Оно и логично: автору-мужчине легче описать внутренний мир персонажей того же пола и того же бэкграунда.

Всегда можно сказать, что в мире и по сей день гораздо меньше женщин-режиссеров, женщин-продюсеров, женщин-писательниц и остальных создательниц культурных продуктов. Действительно, бόльшая часть «культурного» контента в мире производится, пожалуй, именно мужчинами. Что уж скрывать, даже «Секс в большом городе» снимали они.

При этом, как ни странно, женские персонажи в кино привлекают бόльшие аудитории. Так, по данным совместного отчета «Сети влияния женщин» Гильдии продюсеров Америки и организации «Женщины и Голливуд», в Голливуде в 2013 году $ 116 миллионов в среднем зарабатывал фильм, где главными героинями были женщины, и $ 97 миллионов — фильм с главными героями-мужчинами.

Однако наличие главной героини-женщины — разумеется, не самоцель. Важнее то, как именно женщина представлена в произведении культуры. Так, цитируя режиссера и писательницу Джилл Солоуэй, отметим: нужно, чтобы произведение рассказывало историю «в терминах того, как женщины себя ощущают, а не как женщины выглядят».

В 2014 году было проведено международное исследование женских образов в кино. Оно продемонстрировало, что картинка на экране не отражает даже того ограниченного «стеклянным потолком» гендерного баланса, который существует в реальном мире. Так, женские персонажи (в возрасте с 13 до 39 лет) чаще появляются в кадре целиком или полностью обнаженными, и в несколько раз реже демонстрируются как достигшие высот в профессиональной жизни, чем мужчины. Можно ли с этим что-то сделать или, может быть, так и нужно?


Кадр из фильма «Голодные игры»

Не так давно на белорусском портале MAKEOUT был размещен план тридцатидневного «бьюти детокса». Идея была в том, чтобы на месяц полностью отказаться от употребления любого контента, объективирующего женщину, и фиксировать изменения во взгляде на себя и окружающих, с этим связанные.

В моем случае такой детокс оказался невозможным: если незнакомые профили в Instagram я еще могла прикрыть, то отказаться от ленты в Facebook и любимой газеты означало полностью прервать контакт со всеми новостями. Поэтому я решила устроить свою собственную детоксикацию: 30 дней потреблять только контент, в котором женщины — главные и сильные персонажи, где мизогиния не является главным героем произведения и который рассказывал бы, каково это — чувствовать себя женщиной.

Вот приблизительный список того, что я посмотрела и прочитала за месяц «детоксикации»:

  1. «Джой» (фильм, 2015);
  2. Baise moi (фильм, 2000);
  3. «Ханна Арендт» (фильм, 2012);
  4. «Королевство полной луны» (фильм, 2012);
  5. «Черные бабочки» (фильм, 2011);
  6. «Джульетта» (фильм, 2016);
  7. «Анна и Бэлла» (анимационный фильм, 1984);
  8. «Колония Дигнидад» (фильм, 2015);
  9. «Юная» (сериал, 2015);
  10. «Оранжевый» — хит сезона (сериал, 2013);
  11. «Кашемировая мафия» (сериал, 2008);
  12. «Девчонки» (Girls, сериал, 2012);
  13. «Не такая девочка» (книга Лины Данэм);
  14. «Скажи мне, кто я» (книга Юлии Наварро);
  15. «Пианистка» (книга Эльфриды Йелинек);
  16. «Называй меня сумасшедшей» (книга Энн Хеч);
  17. Перформансы Марины Абрамович;
  18. «Пламя среди снега» (переписка Ингрид Йонкер и Андре Бринка, 2016);
  19. Сборники поэзии Ингрид Йонкер.

Не сказать, чтобы выборка получилась идеальной. Так, фильм Baise moi показался мне плоским, продающим простые идеи радикального феминизма и навязывающий женщине образ постоянной жертвы, не несущей ответственности за свои поступки. Роман «Скажи мне, кто я» — бесконечной, плохо написанной жвачкой на 1000 страниц, с которой невозможно было справиться. Впрочем, плохие фильмы и скучные книги встречаются и у авторов-мужчин, ведь это зачастую только вопрос вкуса.

Однако большинство открытий были прекрасными (например, «Черные бабочки»), а месяц точно не прошел даром. Я выяснила, используя тонкое замечание Филиппа Рота, что женщина «внезапно оказалась большим, чем простой набор отверстий». Оказывается, когда месяц знакомишься только с произведениями, где женщины — главные персонажи, начинаешь узнавать свою реальную ежедневную жизнь.

К примеру, существует женская вражда и женская дружба. Женщины могут любить и ненавидеть (не только мужчин). У женщин есть амбиции и политические взгляды. Женщины обладают талантами. Женщины могут быть сильными, яростными, злыми, скрытными. Женщины могут быть великодушными, открытыми, щедрыми, честными. Женщины (и это, пожалуй, самое важное) — очень интересные. В общем, весь этот обычный, казалось бы, мир, которого можно не замечать, если долго смотреть кино и читать книги о мужчинах, открылся мне в новом свете.


Марина Абрамович, проект «Метод»

Хорошо, а теперь — зачем все это? Зачем узнавать на экране или в книге реальную жизнь интересных женщин, если можно просто выйти на улицу?

По-настоящему интересные женские персонажи нужны произведениям искусства, не только чтобы формально пройти «тест Бехдель» (в произведении есть как минимум две женщины, которые разговаривают друг с другом о чем-либо кроме мужчин).

В первую очередь, интересные женские персонажи нужны, чтобы делать нашу воображаемую жизнь разнообразнее. Они помогают нам понять, что ролевой набор женщины не сводится к «мать-жена-сестра». Когда мы достаточно часто видим женщин, показанных в многообразии характеров и социальных отношений, мы учимся признавать, что в реальности так тоже может быть, что женщина — не только и не столько дополнение к жизни мужчины.

Чаще смотреть на женщин, изображенных не по отношению к мужчинам, а самостоятельными персонажами, — маленький шаг к тому, чтобы женщины получили больше жизненных выборов, а ежедневный контент в наших лентах стал более интересным. Благодаря такому простому разнообразию.

←У Бабруйску загінула 8-гадовая школьніца — на яе ўпала шафа

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика