Не вытеснит ли АЭС возобновляемую энергетику?
Может ли помешать возведение Белорусской АЭС развитию альтернативной энергетики в стране?
Возможные в перспективе проблемы с реализацией за пределы страны электроэнергии, которая будет вырабатываться возводимой под Островцом атомной электростанцией, вызывает логичные опасения у участников белорусского энергетического рынка за будущее своих проектов. Ведь если избыток электроэнергии с АЭС не удастся экспортировать, то государство попытается ее «пристроить» у своих потребителей. Будет ли тогда востребована альтернативная энергетика, пока можно только гадать. Уже сегодня появляются слухи о разработке новых нормативных актов, предлагающих довольно неудобные для частных производителей режимы сброса электроэнергии в сеть. Чего ждать дальше? На эту тему «Ежедневник» пообщался с исполнительным директором ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимиром Нистюком.
- Насколько избыток электроэнергии, который может возникнуть из-за возведения в Беларуси АЭС, способен отразится на ситуации в сфере возобновляемой энергетики?
- Богу – Богово, кесарю – кесарево. Атомная станция – это объект, который вообще изначально планировался не столько для применения его электроэнергии внутри страны, а как проект коммерческий. Президент не раз говорил, что мы будем продавать электроэнергию и быстро окупим тот кредит, который взяли у России на строительство данной станции. Но ситуация в мире изменилась и у меня нет уверенности, что она не изменится вновь, в другом направлении. Еще до 2018 года, когда планируется запуск станции, надо дожить. Ведь за два года в большой политике может измениться очень многое.
Кроме того, стоит учитывать, что в возобновляемой энергетике есть ряд преимуществ, которые сегодня для нашей страны крайне важны. Первое – это уход от сырьевой и технологической зависимости от России. Ведь строительство АЭС – не только кредит, технологии, специалисты, но и не очень просчитанные вопросы покупки сырья и его утилизации. И то, что сейчас там какие-то происшествия происходят, они вызывают опасения у главных инициаторов строительства, что своевременно данная станция может не быть построена. А стране сегодня постоянно нужна энергия. И сегодня в Беларуси на 400 МВт установленной мощности возобновляемые источники энергии дают электричество в сеть. Это показатель того, что государство правильно понимает ситуацию.
Второе – возобновляемые источники энергии – это экологически чистые источники. Я не одессит, но в ответ на ваш вопрос могу задать второй вопрос: как же объяснить, что государство, которое строит АЭС, параллельно с этим возводит две мощнейшие гидроэлектростанции на Западной Двине суммарной установленной мощностью до 60 МВт. Как объяснить, что государство уже построило в Новогрудке ветропарк, мощностью под 10 МВт. Как понять, что все миниТЭЦ, которые работают в стране на древесной щепе, а это тоже возобновляемый источник энергии, они все принадлежат государству. То есть государственные органы пытаются в этом вопросе соблюсти баланс, чтобы проводить диверсификацию энергопоставок.
- Но в то же время в сфере возобновляемой энергетики введены квоты. Квоты – это ограничения…
- Да, ограничения. Я могу напомнить, что после 2007 года, после директивы президента №3, в стране работают возобновляемые источники энергии порядка 400 МВт. Но квоты, которые были определены на 2016-2019 годы – они сегодня составляют 332 МВт. То есть баланс, может быть, чуть уменьшен, но объемы государство продолжает планировать. К тому же, надо учитывать, что квоты сейчас частично выделены, частично еще будут выделены. Потому что квоты – это не вариант, который утвержден раз и навсегда. Здесь есть динамика. То есть больших опасений быть не может. Здесь важно, какой баланс государство предлагает сохранить. И вопрос профицита электроэнергии беспокоит не только вас. Но в Европе есть свои определенные экономические и энергетические проблемы, но я не думаю, что ЕС станет капризничать по поводу белорусской электроэнергии. Да, опасения Литвы понять можно – АЭС строится практически в 50 километрах от Вильнюса. Но в то же время есть другие государства Европы, которые эту энергию покупать будут. Никто сегодня не отрицает того, что всей работе по сокращению энергпотребления, оно в целом будет увеличиваться. Только вот за счет кого и за счет кого?
- По некоторой информации, сейчас разрабатываются нормативные акты, которые меняют регламент поставок энергии в общую сеть. То есть время этих поставок может определяться госструктурами, а не в зависимости от возможностей производителя…
- Инвестор, который работает в нашей сфере, должен иметь твердую гарантию того, что правила игры больше меняться не будут. Потому что указ № 209, принятый в мае прошлого года и постановление № 662 о введении квот и без того очень сильно оттолкнули инвесторов. Но то, что в апреле этого года комиссия увеличила объем квот еще на 117 МВт, говорит о том, что движение идет не в сторону сокращения и сжатия рынка возобновляемых источников энергии, а в сторону развития.