Эксперты оценивают реальную безработицу в Беларуси уже в 5 процентов
фото: lexltd.com.ua
Ситуация на рынке труда остается сложной, безработица может продолжать расти, считают эксперты.
С 2017 года Национальный статистический комитет существенно изменит методологию статистики труда. Многие восприняли эту новость с большим интересом, учитывая, что публикуемая информация об официальном уровне безработице давно у общественности доверия не вызывает. А какая она, реальная безработица, сегодня в Беларуси? Naviny анализируют ситуацию.
Сотни тысяч безработных, которых держат в секрете
Национальный статистический комитет, сотрудники которого на этой неделе отмечали профессиональный праздник, проделывают большой объем работы за весьма скромную зарплату. Грустно, что большой массив данных, собираемых статистической службой, далеко не всегда предоставляется общественности.
Взять, например, статистику рынка труда. С 2012 года в Беларуси регулярно проводятся выборочные обследования населения по вопросам занятости. Однако ни одного бюллетеня с полными результатами такого обследования до сих пор опубликовано не было.
Интерес к результатам упомянутого обследования связан с тем, что публикуемая Министерством труда информация об уровне безработицы в стране не вызывает давно никакого доверия у внешних пользователей, поскольку учитывает только лиц, зарегистрированных на бирже труда.
Поскольку средний размер пособия по безработице в Беларуси составляет 13 долларов в эквиваленте, большого желания получать официальный статус безработного у лиц, потерявших работу, сегодня нет.
Поэтому один из вопросов, который волнует общественность — каков же реальный уровень безработицы в стране? Ответ на него сегодня особенно актуален, поскольку в последнее время белорусские предприятия во многих случаях увольняют людей больше, чем трудоустраивают, но об этом ниже.
Завесу тайны над темой о размерах реальной безработицы приоткрывают данные из бюллетеня «Трудовые ресурсы и занятость населения», который не публикуется на сайте Национального статистического комитета, но который удалось найти в библиотечных архивах.
В бюллетене с 2012 года, то есть с того момента, когда в стране начали проводиться выборочные обследования домашних хозяйств по вопросам занятости, появилась наряду с цифрами об официальной безработице графа «лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые приступить к ней» (так безработных определяет Международная организация труда).
Данные за 2012-2015 гг., публикуемые в упомянутом бюллетене, свидетельствуют, что наряду с зарегистрированными безработными (в 2015-м их было 41,3 тыс. человек) в стране насчитывается еще 202 тысячи «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовы приступить к ней».
Данные о количестве безработных в 2012-2015 гг.
(тыс. человек)
Источник: бюллетень «Трудовые ресурсы и занятость населения»
По отношению к совокупным трудовым ресурсам Беларуси доля зарегистрированных безработных в прошлом году составляла 0,7%, на «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней» приходилось 3,4% трудовых ресурсов страны. Таким образом, если суммировать как зарегистрированных безработных, так и незарегистрированных, реальный уровень безработицы в 2015 году составлял 4,1%.
К слову, трудовые ресурсы, по оценке Национального статистического комитета, в 2015 году составляли 5,9 млн человек, в том числе на занятое население приходилось 4,5 млн человек, «прочее трудоспособное население в трудоспособном возрасте», которое по каким-то причинам официально не трудоустроено, оценивалось в 1,38 млн человек.
Тревожный тренд
Сегодня официальная безработица, данные о которой публикует Министерство труда и социальной защиты, составляет 1%. А вот реальный уровень безработица (с учетом упомянутых выше сотен тысяч незарегистрированных безработных) уже достиг 5%, предполагают белорусские экономисты.
«В этом году реальная безработица, вероятно, уже достигла 5%, а, возможно, и превысила это значение. Предприятия в 2016 году на чистой основе больше увольняли, чем трудоустраивали, поэтому, скорее всего, количество безработных увеличивалось», — говорит ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.
Для справки: в первом полугодии, согласно официальной статистике, белорусские организации приняли на работу 260,7 тыс. человек, уволили более 340 тысяч.
Белорусское правительство сегодня говорит о том, что страна постепенно выбирается из рецессии и выходит на «траекторию экономического роста». Если в 2017-м белорусская экономика перестанет падать, уровень реальной безработицы может как стабилизироваться, так и продолжать расти, прогнозируют эксперты.
«Изменение численности безработных будет зависеть от экономической политики, которую выберет правительство. Если дело дойдет до реструктуризации госпредприятий, безработица станет расти вне зависимости от динамики ВВП», — считает Екатерина Борнукова.
Федерация профсоюзов Беларуси сегодня настоятельно предлагает создать гарантийный фонд, средства которого могли бы направляться на материальную помощь лицам, оказавшимся на улице в результате закрытия неэффективных предприятий. Предполагается, что гарантийный фонд будет формироваться из отчислений коммерческих организаций (такая практика существует и в европейских странах, в частности, в Литве).
«Гарантийный фонд в Беларуси, вероятнее всего, также будет создан. Во-первых, нас к этому решению подталкивают кредиторы Беларуси, которые настоятельно рекомендуют внедрять в стране механизмы социальной поддержки уязвимых слоев населения. С другой стороны, создание финансовой подушки важно с политической точки зрения, когда государство вынуждено проводить непопулярные реформы», — говорит Екатерина Борнукова.
Гарантийный фонд для защиты безработных создавать в стране нужно, считают наблюдатели.
«Оздоровление экономики, и предприятий в частности, необходимо, но оно должно быть прогнозируемым. Некоторые неэффективные предприятия может и стоит выводить с рынка, но при этом предварительно должны быть созданы механизмы социальной защиты тех работников, которые могут остаться без работы», —считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
При этом он убежден, что наряду с механизмами социальной поддержки населения необходимо принимать конкретные шаги по повышению эффективности промышленных предприятий. Их банкротство — не выход, убежден Гриц.
«Малый и средний бизнес Беларуси в своем нынешнем виде не способен абсорбировать рабочую силу, которая занята на промышленных предприятиях. Подавляющее большинство малых и средних предприятий Беларуси заняты в сфере торговли. Тот, кто торгует сегодня водкой, колготками и трусами, не сможет стать альтернативой промышленным предприятиям», — говорит Георгий Гриц.
Согласно оценкам Минэкономики, которые специалисты министерства озвучивали в мае, на предприятиях, которые оказались в сложном финансовом положении, трудится 470 тыс. человек. Чтобы выплачивать этим людям достойное пособие по безработице, никаких средств гарантийного фонда не хватит.