Lamborghini и Rolls-Royce становится больше, "жигулей" - все меньше: на чем ездят белорусы
Какими автомобилями владеют белорусы? Как сказались на автопарке страны массовый привоз авто из России и затянувшийся финансовый кризис? Какие машины милее жителям того или иного региона? Все автомобили, которые есть у нас с вами во владении и пользовании, для вас собрал и проанализировал TUT.BY.
Авто для каждого третьего белоруса
На 1 января 2016 года в Беларуси было зарегистрировано 3 037 186 легковых автомобилей — это почти на 95 тысяч больше, чем было годом ранее, и на 260 тысяч больше, чем два года назад. И все же, темп роста парка легковушек в стране сократился с 5,9% до 3,2% в год: сказались, видимо, постепенное выравнивание цен в России, перенасыщение белорусского рынка автомобилей и снижение платежеспособности наших сограждан.
Больше всего легковых авто зарегистрировано в Минске — 664 тыс., меньше остальных в Могилевской области — 306 тыс. ► Если же сопоставить количество автомобилей на 1000 человек населения, то картина «лидеров» и «аутсайдеров» белорусской автомобилизации будет другой: 359 — в Гродненской обл., 340 — в Минске и области, 328 — в Брестской области, 306 — в Витебской, 286 — в Могилевской и 273 — в Гомельской области. ►
Обращаем внимание на то, что в мобильной версии представлен не весь функционал инфографики, доступный с компьютера.
Народные марки
Самый народный автомобиль — Volkswagen. Количество их в Беларуси впервые перевалило за 410 000, показав рост за год почти на 4%, как и годом ранее. ►
Белорусский рокер Лявон Вольский в сатирической песне «Пассат-универсал» намекает на такую «опцию» данного автомобиля, как возможность продать западным соседям полный бак топлива, а на вырученные деньги привести семье полную машину подарков. Удивительно, но в статистике это находит отражение в разрезе регионов: Volkswagen действительно особо популярен в Брестской и Гродненской областях, где на 1000 человек населения приходится 56 Фольксвагенов. В остальных регионах этот показатель близок к 41, а в Минске — всего 35 VW на тысячу жителей. ►
Легковые ВАЗы впервые слегка сдают позиции. У частников и организаций страны их стало меньше на 559 автомобилей (385 927 в 2013 г., 390 159 в 2014 г. и 389 600 в 2015). ►
Рассмотрим тройку самых популярных зарубежных марок легковых автомобилей у частных лиц, исключая Фольксваген. ► Везде, кроме запада Беларуси, лидирует Opel. В Брестской и Гродненской областях впереди Audi. У Ford второе (Минск и область, Могилевщина) и третье место (Брестская, Гродненская, Витебская и Гомельская области).
В целом же по стране ТОП-10 выглядит так: Volkswagen (400 тыс.), Opel (224 тыс.), Audi (196 тыс.), Ford (188 тыс.), Renault (170 тыс.), Peugeot (118 тыс.), Mercedes (192 тыс.), Citroen (88 тыс.), BMW (83 тыс.), Nissan (75 тыс.) ►
Также в рейтинг вклиниваются советские автомобили, солидная доля которых, скорее всего, не дожила до сегодняшнего дня, но продолжает оставаться на учете, а значит, и в нашей сводке: «Москвич» (152 тыс.) и ЗАЗ (104 тыс.)
Восточные сказки на белорусских дорогах
Китайские Hafei и Austin нечасто встретишь на дорогах страны — на начало 2016 года во владении белорусов их было 211 штук и за последние годы больше не стало. Автомобилей же Chery и Great-Wall в Беларуси уже 3035, или на 34% больше, чем годом ранее.
Geely в Беларуси становитсявсе больше, и интересны они одинаково и частным владельцам, и организациям. Если в 2013 году в стране было зарегистрировано всего 665 автомобилей этой марки, то в 2014 году уже 2882 машины, а к 1 января 2016 года их стало 4097 (рост 42% за год). После старта сборки в Беларуси предприятиям и организациям принадлежала треть Geely, сейчас уже половина. Из всех автомобилей этого китайского бренда 1 тыс. зарегистрирована в столице и примерно по 500 в каждой из областей. ►
Не средство передвижения, а роскошь
Обещанный белорусам автосалон Maserati в Минске пока так и не открыли. Подействовал ли на эту заминку кризис — мы не знаем, но этих благородных итальянских автомобилей в Беларуси за год стало больше на 38% (был 21 автомобиль, стало 29). Впрочем, в статистике следующего года одного из них не досчитаемся точно — он сгорел в результате страхового мошенничества.
Среди всех автомобилей максимальный процентный прирост за год у Lamborghini — их на начало 2016 года стало больше в два раза, то есть 6 автомобилей. Премиальные Rolls-Royce снова демонстрируют прирост в 8% в год. В 2013 их было одиннадцать, в 2014 — двенадцать, а в 2015 — стало тринадцать: все они зарегистрированы в Минске. И, о горе, страна лишилась одного Ferrari. ►
Кроме редких и элитных авто, изменение количества которых на пару штук в год дает в статистике безумные проценты, стало ощутимо больше «Линкольнов». Их прирост за год составил 95%, а в абсолютных числах 666 автомобилей в 2015 против 341 в 2014 году. Интересно, что практически все новые «Линкольны» появились в Минской области. Вероятно, они будут использоваться для проката, чтобы еще больше выпускников и брачующихся могли, высунувшись из окна лимузина, красиво въехать в новую жизнь. ►
Из булочной в поликлинику
В начале года налоговая инспекция нашла в Минске сотню пенсионеров, владельцев элитных авто. Из списка указанных автомобилей у индивидуальных владельцев-минчан их 80 (Ламборгини, Феррари, Мазерати, Астон-Мартин, Роллс-Ройс, Майбах и Бентли). И еще 933 Ягуара с Порше. ►
Нам достоверно известен лишь один владелец Майбаха — Александр Лукашенко. В 2013 году он заявил: «Мне подарили его на день рождения — я его отдал государству. Я ее отдал в гараж особого назначения, чтобы президент на нем перемещался. Завтра президента Лукашенко застрелят, повесят, снимут с работы — вы на нем будете ездить». Однако, что любопытно, в сводке ГАИ из трех автомобилей Maybach ни один до сих пор не числится в собственности предприятий и организаций. ►
Грузовики и автобусы
Наши МАЗы не составляют большинства в грузовом автопарке страны. Абсолютный лидер среди грузовых автомобилей у частников — Mercedes-Benz (почти 26 тысяч). Отечественный МАЗ только на 8 месте — около 7 тысяч машин. А вот если учесть все автомобили, зарегистрированные и у частных лиц, и у организаций, МАЗ мог бы стать лидером — ведь множество организаций и предприятий работают с белорусскими машинами. Мог бы, но не стал. Причина — ГАЗ: грузовых автомобилей Горьковского автозавода в РБ зарегистрировано больше на треть. ►
С автобусами МАЗ у индивидуалов все еще гораздо хуже — их семь (0,1% от всех автобусов у частников). Зато у организаций с автобусным импортозамещением все в порядке — 6928 МАЗов, и они лидеры. ►
Брестчина — байкерский рай
Самые популярные у белорусов зарубежные мотоциклы — японцы: Honda, Suzuki, Yamaha, и Kawasaki, — показали прирост почти на 20% за год. BMW стало меньше на 13% (515 мотоциклов). ►
Самый байкерский регион Беларуси — Брестская область. На 1 января 2016 года там зарегистрировано почти 175 тысяч мотоциклов. Минск, где их всего почти 13 тысяч, в этом отношении выглядит ой как скоромно. ► Но рассмотрим тех двухколесных, которые с ревом проносятся по улицам, а не только проходят по базам ГАИ с седых лет, вроде ИЖ и иже с ним. Например, возьмем вышеупомянутую четверку популярных японских мото-брендов. ► Суммарно этих мотоциклов 4,1 тыс. в Минске и 3,9 тыс на Брестчине. Такое минимальное преимущество Минску удалось вырвать только к 2016 году, до этого во всем лидировала Брестская область.