Как живется в арендных домах, где квартиры достались айтишникам из Парка высоких технологий
14 сентября 2013 года торжественно и с участием мэра Николая Ладутько семьям программистов, что работают в компаниях Парка высоких технологий, вручили ключи от арендных квартир. «Мэр уехал, шары улетели, газон свернули и увезли, — вспоминают мамочки новоселье трехлетней давности. — Переехали в квартиры без горячей воды и отопления, месяц поднимались пешком на 18-й этаж и мечтали о том, чтобы побыстрее включили лифты. Первое время мешали жить звуки перфоратора — каждому надо было просверлить дырку в стене. Сейчас жизнь наладилась. Если кто-то и надумает сверлить, то, извиняясь, предупреждает об этом в общем чате Skype — там более двухсот жильцов».
У подъезда арендной высотки женщина искала внучку: «Вы девочку в розовом гольфике не видели? Боже, я ее потеряла! Только на пару минут отлучилась…»
Мы просмотрели съемку, что полчаса назад сделали на детской площадке, нашли фото потерявшейся девочки и подключились к поискам. Благо, ребенок вскоре нашелся: из-за соседнего дома вышел мужчина (ее дядя — Прим. TUT.BY) с девочкой на руках — еще немного испуганной, с заплаканными глазами. В это время из подъезда выбежала бабушка — и через мгновение они втроем, счастливые, уже обнимались.
Жизнь во дворе пошла своим чередом: ребятня играла на детской площадке, мамочки покачивали коляски и присматривали за старшими детьми.
Два арендных дома в ПВТ на улице Франциска Скорины — 43 и 43А — высокопоставленные чиновники расценивали как неплохой стимул для того, чтобы сдержать утечку мозгов из Беларуси. Квартиры, предоставленные работникам айти-сферы три года назад, и сегодня не пустуют.
— Мы были первыми, кому вручили ключи в этих домах, — признались молодые мамы, но отказались называть свои имена. Это их слова о торжественном открытии и первых впечатлениях были процитированы в начале материла. — 26 сентября уже и заселились. — Правда, когда 1 октября уже всему городу дали отопление, у нас его пришлось ждать две недели. Впрочем, как и горячей воды. А дом-то был сырой! Еще были сложности с заменой чугунной мойки в кухне и входной двери. Запрещали менять, вплоть до выселения. Пока дважды не случились кражи в доме — двери-то хлипкие, деревянные. А репутация у нас какая? Айтишники — значит богатые. Воры и полезли. Они же не подумали, что дома арендные, жильцы даже на ремонт на тратятся, в основном живут, как есть.
Мамочки рассказали, что со временем жизнь пришла в норму. Мойки в кухнях и входные двери все же разрешили заменить. Остался лишь вопрос с мусоропроводом, который в обеих высотках раньше постоянно забивался и источал неприятный запах, особенно на нижних этажах.
— Чтобы решать хозяйственные вопросы наших арендных домов, создали чат в Skype, — говорят молодые мамы. — Конечно, будь мы собственниками квартир, заварили бы эти мусоропроводы (по этой же причине с жильцами арендного жилья не заключили договора на пользование счетчиками тепла, что установлены в каждой квартире — Прим. TUT.BY). Пришлось в общем чате договариваться о том, что не будем пользоваться мусоропроводом. Конечно, слушаются не все, но большинство все же выносит мусор в контейнеры у дома.
Молодая мама Светлана, что заселилась с мужем и двумя детьми в арендную «двушку» месяц назад, о ранних проблемах дома знает лишь понаслышке. О текущих — читает в Skype.
— Нам здесь нравится, — говорит Светлана. — Взаимовыручка хорошая, дружат многие. Как-то понадобился разводной ключ, кинули сообщение — и парень из соседнего дома принес инструмент. И так, в принципе, любой вопрос решается. А недавно девушка из 37-й квартиры за свой счет купила краску и покрасила двери в подъезде. Мы об этом узнали и собрали деньги.
О девушке из 37-й квартиры еще не раз вспоминали мамочки на детской площадке, да так тепло, что мы пошли знакомиться. Евгения — так зовут девушку — позвала в гости. В двухкомнатной квартире не было и намека на то, что она арендная: обои переклеены, мебель подобрана со вкусом, каждая вещица — к месту.
— Сначала мы жили в этом же доме в однокомнатной квартире и мечтали только об одном: переехать подальше от мусоропровода, — вспоминает Евгения и смеется. — Когда родилась дочка, нам дали уже двухкомнатную квартиру, в которой мы, на радостях, сделали ремонт. А с краской этой, как видите, вышла целая история. Как-то заметила, что дворник, который у нас появился недавно (до этого подъезды в двух арендных высотках три года никто не убирал — Прим. TUT.BY), пытается отмыть двери в подъезде. А они, некогда белые, безнадежно испачканы — не отмоешь! Выяснила у дворника, сколько литров нужно краски, чтобы покрасить двери, а он, в свою очередь, обещал сам покрасить. На этом и порешили. Мы с мужем купили четыре литра белой краски, кисточки и растворитель — и двери были покрашены. В принципе, мне на жалко было этих 450 тысяч, что ушли на краску, но на всякий случай, в Skype написала о том, что все желающие могут присоединиться к доброму делу.
Евгения не ожидала, что большинство жильцов откликнутся и станут бросать деньги в ее почтовый ящик. При этом сумма, по словам девушки, превзошла затраты на краску.
— Я так растерялась! Куда девать эти деньги? Снова написала в чатик, где по итогу приняли решение купить большой коврик в подъезд и отбойники для входных дверей.
Сам район тоже изменился за три года. Рядом с арендными домами выросло еще несколько высоток-близнецов, построился и уже работает обещанный детский садик. Правда, вопреки ожиданиям, все желающие дети из арендных домов туда попасть не могут — в этом уверены молодые мамы.
— Как заселились три года назад, так и стали на очередь, — рассказывает Елена. — Поначалу вообще никого движения в очереди не было. Сейчас она вроде и движется, но шансов попасть в садик у дома у нас пока нет. Когда он еще строился, то на паспорте объекта было четко указано, сколько мест отведено для детей тех, кто работает для ПВТ. А на деле получилось, что в этот садик в основном привозят детей из Валерьяново, Боровлян и Колодищ. Там же, на базе садика, есть и начальная школа. Но это, видимо, все не для нас.
На весь район пока только один магазин шаговой доступности, который расположился прямо на первом этаже одной из арендных высоток. За покупками жильцы предпочитают ездить в гипермаркет, что в километре от застройки. Впрочем, на инфраструктуру нам никто не жаловался.
— В каждом доме и районе, при желании, можно найти минусы. А здесь, если быть объективными, больше плюсов, — рассуждали мамочки на детской площадке. — Новые квартиры, в которых до нас никто не жил, небольшая арендная плата (за двухкомнатную квартиру молодая семья в отопительный сезон платила три миллиона рублей. В эту сумму входит уже и аренда, которая равна 2,5 миллиона рублей, и коммуналка. - Прим. TUT.BY), хороший контингент — большинство работников EPAM и IBA, и на работу можно ходить пешком — все очень близко. Кроме этого, здесь есть где прогуляться, рядом красивый лес и небольшой пруд, который мы чистили сами.