Восстановление автомобильного рынка ранее 2020 года маловероятно
Рынок легковых автомобилей в Беларуси продолжает стремительно падать. Рост цен и снижение продаж в обозримом будущем продолжатся
Возврат рынка новых легковых автомобилей к пиковым уровням 2014-2015гг. в ближайшие 3-4 года маловероятен. Напомню, по итогам прошлого года Беларусь вошла в топ-25 рынков новых легковых автомобилей Европы, обойдя соседнюю Украину.
С ноября 2015 года рынок падает. Падает стремительно, в отдельные месяцы даже вдвое относительно соответствующего периода прошлого года. На фоне падения общего рынка отдельные сегменты демонстрируют разную динамику.
Начнем с передовиков. Стойко держат свои позиции национальные официальные дилеры. Первое полугодие нынешнего года, возможно, будет пройдено без потерь. А вот во втором полугодии из-за роста цен на новые автомобили и существенного сокращения доли покупателей с наличными, вероятно, произойдет спад продаж. На мой взгляд, целевой показатель дилерских продаж будет недалек от 2 тыс. легковых автомобилей в месяц, а прогноз по дилерским продажам прежний – минус 10% к уровню 2015 года.
В силу существенно возросшей монополизации авторынка производителями (дилерами) российских иномарок любой успех или неудача дилерского рынка – это следствие ценовой политики местной Big Five: ВАЗ, Renault, Nissan, VW, Toyota. Резкий скачок цен (16% в среднем по российскому рынку) в первом квартале года в российских рублях на поставляемые из РФ автомобили и такое же ослабление курса белорусского рубля к российскому привели к ощутимому подорожанию легковых автомобилей.
Во втором квартале столь существенного роста цен уже не будет. Однако до конца года автопроизводители продолжат повышать цены в надежде сократить убытки от реализации автомобилей. Вряд ли это возможно в текущем году, и рост цен на автомобили продолжится весь следующий. Очевидно, что это будет негативно влиять на продажи.
Сложно сказать, на какой отметке будет найден баланс рынка при безубыточных ценах. Уровень рентабельных для производителей цен нам еще хорошо памятен по докризисному периоду. При нынешнем состоянии реальных доходов населения, полагаю, что общий рынок в этом случае упадет ниже 25 тысяч в 2018 году.
О факторах, которые позволяют местным автодилерам «держать продажи» я уже писал в предыдущих материалах. Повторю лишь, что изменение типа потребителей на рынке привело к резкому перетоку клиентов из автосалонов Российской Федерации в отечественные. Без полной оплаты братья-славяне машины не раздают, отечественные же дилеры нынче вовсю предлагают лизинг и рассрочки на часть стоимости автомобиля.
Доля покупателей новых легковых автомобилей в России за полгода сократилась втрое.
Соотношение продаж новых и «бэу» сохраняется традиционно в районе паритета. При этом ввоз «бэу» автомобилей, как и новых, практически полностью осуществляется из России. По данным Белстата в 1 квартале 2016 года импорт легковых автомобилей (новых и «бэу») снизился на 43,3%, а вот доля ввозимых из России «легковушек» подскочила до 97%!
Следствием евразийской интеграции является полная переориентация внутреннего спроса страны на обслуживание товарных автомобильных рынков России. Мы видим изменения, порой существенные, в структуре и каналах ввоза автомобилей из России (через дилеров, неорганизованный ввоз, ввоз новых или «бэу»), но результат последних лет имеет ярко выраженную динамику. Кто бы и что бы не покупал в сегменте легковых автомобилей, все покупки делаются в России. Ну, почти все.
И любые прогнозы относительно перспектив развития отечественного авторынка следует строить на основе первоначального анализа процессов на рынке соседней державы.
Прогноз же по рынку новых легковых автомобилей в целом на текущий год (включая продажи дилеров и прямые покупки в России) пока сохраняю прежний: минус 30% к уровню 2015 года, то есть 32-33 тыс.
Следующий пересмотр прогноза возможен осенью. Дилерам надо будет принимать решение о целесообразности проведения «Моторшоу-2017». Да и цыплят по осени считают…