"Беспощадная физика берет свое". В Беларусь привезли новый тренажер для подготовки водителей

Источник материала:  
18.05.2016 12:10 — Разное

За время учебы в автошколе будущий водитель узнает, как заезжать в гараж, пропускать пешеходов и ездить в транспортном потоке. Но никто не покажет новичку. как вывести машину из заноса или не вылететь со скользкой дороги. Сейчас в Беларуси появилась система, позволяющая получить такие навыки на любом автодроме и в любую погоду. AUTO.TUT.BY опробовал новинку и узнал мнение новичков и профессионалов о ней.


Шведская система

Осенью 2014 года Dodge Charger с полным салоном молодежи попал в страшную аварию. Молодой неопытный водитель не справился с мощной машиной, она вошла в неуправляемый занос и врезалась в столб. Погибли две несовершеннолетние девочки, еще одна получила тяжелейшие травмы. И это только одна из множества аварий, к которым привело неумение выходить из заноса.

Чтобы ввести машину в занос, нужно скользкое покрытие или высокая скорость. Но тогда очень сложно проследить зависимость реакции машины на действия водителя. Научиться чувствовать автомобиль гораздо проще на малой скорости. На ледяной площадке можно, например, отрабатывать занос и на малой скорости. Но что делать при плюсовой температуре?

Простое и эффективное решение для обучения контраварийному вождению нашли в Швеции. Автомобиль установили на специальной раме с колесиками, способными свободно вращаться в любую сторону. Гидравлическая система по команде подымает автомобиль на заданную высоту, и часть веса автомобиля переходит на дополнительные колесики.

— Основные колеса автомобиля разгружаются, сцепление с покрытием уменьшается и машина ведет себя как на очень скользком покрытии. Меняя высоту подъема, можно менять поведение машины, имитировать различные ситуации. При этом заниматься можно круглый год на площадках небольшого размера, — поясняет инструктор по контраварийной подготовке Дмитрий Ясюнас.

На первый взгляд система напоминает детский велосипед с парой дополнительных колес, чтобы ребенок не падал. Но стоило машине поехать, как стало не до смеха: закручивает ее очень лихо. Цена системы тоже недетская — 33 тысячи евро, плюс затраты на растаможку и доставку. Каждая рама изготавливается под определенный автомобиль и может использоваться только с ним.

Заказать такую систему и привести ее в Беларусь — личная инициатива Дмитрия Ясюнаса. Он говорит, что больше таких тренировочных машин нет во всем СНГ.

Вот так проходит тренировка.

— Моя мечта — ввести такую практику повсеместно. Чтобы ни один молодой водитель не мог получить права без качественной контраварийной подготовки. К сожалению, большой заинтересованности у ответственных лиц мы не видим. Нас в открытую спрашивают «Зачем вообще нужна эта контраварийная подготовка?». Такому у нас не учат.

Дрожащие коленки

В «адскую машину» по очереди садятся курсанты столичных автошкол. Совладать с автомобилем не получается ни у кого — раз за разом машину эффектно разворачивает. Вроде бы все просто — выворачиваем руль в сторону заноса и добавляем газ. Именно так нужно выходить из заноса на переднеприводной машине. Но в реальности очень тяжело находить именно тот угол поворота руля и именно на нужную величину добавить газ.


— Такую подготовку обязательно нужно проходить. Сегодня люди расслабляются, потому что новые современные машины с кучей электроники создают иллюзию безопасности. Но это только иллюзия — и беспощадная физика все равно берет свое. Этот метод обучения дает возможность водителю почувствовать на малой скорости все законы движения автомобиля. Для начинающих водителей отличная технология, — оценивает новинку старший инструктор школы высшего водительского мастерства Андрей Погодский.

Начинающие водители чувствовали себя за рулем очень неуверенно, и тренировка со стороны выглядела, как танцы коровы на льду. Курсанты вертели руль из стороны в сторону, давили на педали и тихо паниковали. Каждому давали 15 минут: за это время нельзя научиться выходить из заноса, но можно понять — машина легко может стать неуправляемой «капсулой смерти». Из учебного автомобиля новички выходили бледными и с дрожащими коленками.


— Сегодня я ощутила, что машину повести может очень быстро. Если такие тренажеры будут в автошколах, это будет очень большим плюсом. Ведь от умения держать руль зависит жизнь и водителя, и окружающих, — рассказала курсант Галина.

Корреспондент AUTO.TUT.BY тоже сел за руль учебного автомобиля на восьми колесах. Сразу нашелся еще один плюс тренажера — он сразу выявляет ошибки водителя. Я всегда держу ногу на сцеплении и постоянно его выжимаю — так научили в автошколе. Чтобы затормозить — жму сцепление и тормоз, даже не думая, просто давлю педали двумя ногами.

Стоило мне так сделать на входе в поворот, как машину раскрутило. Инструктор Дмитрий пояснил, что тормозить надо двигателем и тормозами, тогда автомобиль не потеряет устойчивость. Ту же ошибку я совершил прошлой зимой на обледеневшей дороге. Меня развернуло поперек магистрали и только чудом ехавший за мной грузовик успел затормозить.

Кажется, что ты всегда на чеку и успеешь среагировать на любую нештатную ситуацию. В этой учебной машине понимаешь — времени подумать просто нет, реакция должна быть мгновенной, на уровне рефлексов. Сваливание в занос происходит за доли секунды. Тут работает мышечная память и вестибулярный аппарат.

Такое умение приходит только с практикой, тут нужно именно почувствовать машину. Не зря в развитых странах контраварийная подготовка — обязательный элемент программы подготовки водителей. У нас же пока она остается дорогим дополнительным образованием для немногих заинтересованных.

←Microsoft откажется от выпуска смартфонов и продаст мобильное подразделение

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика