"У меня такой шопинг-ажиотаж, что забыла поесть". Как прошла ночь мистических скидок в Минске
Возле столичного вокзала всегда много народу, но вчерашний вечер был особенным. Толпы людей собирались у светофора на переходе через улицу Бобруйскую и сразу заходили в торговый центр «Galileo», где по случаю пятницы 13-го до двух часов ночи устроили «мистическую распродажу» все магазины.
За покупками минчане шли с друзьями, семьями, с маленькими детьми. Шопоголиков-одиночек практически нет. Эскалаторы больше напоминают переход в метро между «Октябрьской» и «Купаловской» в час пик, чем вестибюль торгового центра. И все это хаотичное движение хорошо сливается с песней Black Eyed Peas «Let's get it started», смысл которой в общих чертах таков — «забей на все и живи полной жизнью». Фраза очень подходящая к безумству, которое происходило в «Galileo».
Продавец: «Из-за очередей люди примеряют вещи прямо в зале»
В магазине одежды «De Facto» предлагали на 2-ю вещь в покупке скидку 50%. Людей — как в утреннем автобусе из Каменной Горки. Еще чуть-чуть — и они начали бы выстраиваться в очередь не только в примерочную и кассу, но и к каждому прилавку или стенду. Как правило, брали сразу по несколько вещей, чтобы не стоять дважды. Кто-то оставлял подружку в очереди, а сам ходил за дополнительными покупками. Были в очереди и скучающие солидные мужчины.
Но основная масса покупателей — женщины. Мужья лишь с отрешенными лицами ходят вслед за женами, парни — за девушками, которые профессиональным хищным взглядом ищут «ту самую вещь».
Продавец Иван говорит, что это уже не первая такая распродажа и что для магазина это очень выгодно. «Большинство людей, на мой взгляд, приходят, чтобы купить уже давно присмотренную вещь. Но хватает и тех, кто просто берет все подряд», — делится парень. Из-за очередей в примерочных, говорит он, люди иногда начинают примерять одежду прямо в зале: «Правда, штаны и майки пока никто не рискнул мерять».
Очередями на самом деле многие недовольны. Кто-то спрашивает у своих спутников, стоит ли столько стоять. Если в первые моменты у всех была какая-то эйфория, то потом в магазине стало душно и неуютно. Лица некоторых людей откровенно выражали, что их напрягает толпа, которая не дает насладиться шоппингом и превращает его в игру «Царь горы»: выигрывает тот, кто первый ухватит что-нибудь из стопок с одеждой.
Растерянные девушки лет 20-ти не знают куда податься. «Мы пришли просто посмотреть, какие на самом деле будут цены, сколько людей придет, — признаются Ангелина и Кристина. - Но, когда видишь эти очереди, даже понравившуюся вещь уже не хочется брать».
Наталья стоит в длинной очереди в примерочную. «Это меня не пугает, — говорит она. — Мы вместе с подругами пришли, и поэтому нам не скучно. Почему бы не провести свободный вечер пятницы с пользой? Раз больше нечем заняться, то есть смысл постоять ради скидки. А вообще, хотели посмотреть, работает ли это у нас так, как за границей. Так сказать, я дала шанс нашему бизнесу показать себя. Но пока что мне кажется, что за рубежом интереснее».
Николай, мужчина в зрелом возрасте, пришел с женой и дочерью. Он тоже стоит с охапкой разной одежды в очереди, а его женщины пошли еще что-нибудь присмотреть. «Это все больше для молодежи, — считает он. — Я себе даже и не смотрел ничего».
В некоторые магазины не запускали всех сразу, чтобы в толпе не воровали
В коридорах торгового центра ощущаешь себя как на проспекте во время крупных городских гуляний. Потоки потенциальных покупателей обтекают маленькие магазинчики между павильонами. Один из таких «киосков» — с бижутерией Swarowski — обслуживают продавцы-консультанты Анна и Виктория. Здесь установили 20-процентную скидку. «Мы не ожидали, что придет столько людей. Даже на Новый год и перед 14 февраля такого наплыва не было. Да и они особенно не выбирают. Главное, чтобы со скидкой было», — рассказывают девушки.
Если рассматривать товар и прицениваться надоело, то есть возможность немного расслабиться. Прохожих развлекают музыкой и конкурсами. Можно также сделать селфи с Франкенштейном или каким-нибудь другим героем ужастиков — администрация ТРЦ именно так решила отметить «пятницу 13-е».
Чем позже, тем больше покупателей приходит. Магазин аксессуаров и подарков «Lady collection», где скидки до 50%, охраняет от излишнего наплыва посетителей продавец Ксения. Она держит натянутую на входе в павильон красную ленточку и следит, чтобы в небольшом магазине не собиралось слишком много людей и они не мешали друг другу. Кстати, так поступили несколько павильонов. «У нас нет никаких ворот и это, чтобы в толпе люди не воровали», — уточняет Ксения.
Обычно магазин работает по пятницам до 23.00, а в этот раз режим работы продлили до 2 ночи. «Обещали, что заплатят за сверхурочную работу. Да и премия выше будет, поскольку она от продаж зависит», — говорит продавец.
Марина, эффектная девушка на высоких каблуках, купила себе серьги. «Мы с подругой знали об этой акции и специально пришли, — рассказывает модница. — Решили прийти и много чего купить. Даже если 1% скидка бывает — уже приятно. Но вообще я не в восторге, потому из вещей что-то купить очень сложно из-за большого количества людей». Девушка считает, что лучше бы акцию на несколько дней растянули. «Но мы все же планируем купить прикид, переодеться и пойти на свидание», — то ли шутят, то ли всерьез говорят покупательницы.
«Распродажу устроили ночью не из-за мистики, а для удобства покупателей»
Молодые парни Анатолий и Артем смотрят растерянно по сторонам в павильоне магазина LC Waikiki, там можно было купить вещи со скидкой 50%. Такое ощущение, что они шли куда-то по своим делам, а тут их раз — и поставили в эту толпу людей. Так и оказалось. Они не особо планировали сюда прийти, но услышали рекламу и решили посмотреть. Но покупать что-то особо не планируют.
«Мы готовились и специально сегодня вызвали на работу больше персонала, чем обычно, — объясняет первый управляющий магазина Виктор Короткевич. — Это всегда окупается. А ночью эти распродажи устраиваются больше не из-за мистических предрассудков, а потому, что людям в пятницу удобно прийти после работы за покупками. Днем такого наплыва бы не было».
Студентки Диана и Ксения пришли специально. Хотели найти конкретные вещи. «В прошлый раз тоже было столько людей, — говорят девушки. — Для студентов хорошо прикупить что-нибудь на распродажах — денег-то не очень много».
В магазине бытовой химии и косметики «Мила» тоже скидка — 10%. «Когда было уже без пяти минут девять никто не пробивал товар и ждали, пока начнет действовать скидка, — делится продавец-кассир Юлия. — Мое впечатление, что люди берут все — и то, что надо, и что не надо. Многие покупки делаются со словами «Пускай будет. Пригодится».
Блондинка Анастасия и брюнетка Дарья как раз ищут косметику. «Мы не знали, что будут распродажи, — говорят они. — Но раз уж зашли, то будем искать, смотреть. Может, что-нибудь и найдем. Но очереди такие, что даже перехотелось ходить. А так думали обувь посмотреть».
«Купила обувь со скидкой, а на сэкономленные деньги — белье»
В универсам «Соседи», расположенном тут же, тоже очереди из желающих что-нибудь перекусить и попить. В очереди встречаюсь с Ольгой, котеорая только что совершила удачную покупку: «Вспомнила, что с обеда ничего не ела, — признается женщина. — У меня такой шопинг-ажиотаж. Купила себе обувь со скидкой, потом на сэкономленные деньги — белье. На обувь была 30% скидка и вышло, что около миллиона рублей осталось. Я на прошлой неделе зашла сюда с подругой и хотела уже купить эту обувь, а продавцы посоветовали подождать ночи скидок».
Ольга считает, что у белорусов нет понимания того, как использовать подобные распродажи. «Люди просто бегут на скидки и берут всякий хлам. На Западе приходят в магазины и смотрят новые коллекции, подбирают что-то себе и целенаправленно ждут скидок. А наши узнают, что где-то будет акция, и у них руки чешутся потратить деньги».
Есть и еще одна проблема белорусских скидок. Девушка Марина рассказала, что хваленая «черная пятница» с обещанными скидками превратила цену на босоножки из 2 миллионов 100 тысяч в 2 миллиона 600 тысяч рублей. «Когда иронично вслух этому удивилась, продавец щедро предложила мне их за 1 миллион 890 тысяч. Чудеса белорусского шоппинга…»
«Бытовая техника стоит дорого, и поэтому людей больше привлекают не скидки, а рассрочка»
В магазине бытовой техники «Электросила» не ждали вечера и устроили скидки с самого утра — до 30−40%. На «ночь скидок» администрация особых надежд не возлагала.
«У нас нет очередей, хотя покупателей и больше. Все ведь пришли за одеждой, — рассказывает заместитель заведующего магазином Ирина Нечай. — Бытовая техника стоит дорого, и поэтому людей больше привлекают не скидки, а рассрочка и кредиты. Белорусы практически перестали покупать крупную технику за наличку».
Будущий маркетолог Алена и парикмахер Татьяна выбирали фены. «Конечно, эти толпы людей напрягают. Выгодно, конечно, купить нужную вещь со скидкой, но до зарубежных „черных пятниц“ у нас эти акции еще не дотягивают», — признаются девушки.
На часах 23.00, а некоторые покупатели еще только пришли на шопинг. Молодые мамы Наталья и Юлия оставили детей с мужьями и рванули на распродажу, но остались не очень довольны. «Здесь в основном текущие скидки, которые магазины выставляют, как „черную пятницу“. Но в такие дни должны быть максимальные скидки — по 50−70%».
Ближе к полуночи некоторые из продавцов переговариваются между собой: «Скорее бы уже 2 часа ночи, чтобы все они ушли».
Читайте также:
Торговые центры Минска в июне устроят марафон шопинга: скидки до 80%