Не женское лицо: 10 фильмов о женщинах во время войны

Источник материала:  
09.05.2016 09:25 — Разное

В День Великой Победы принято говорить о настоящих мужчинах, которые защищали Родину. А мы хотим вспомнить о тех, кому по воле войны не позволено было остаться “слабым полом”.

Сегодня мы пересматриваем любимые фильмы о женщинах времен Второй мировой войны. Вашему вниманию - шедевры не только советского, но и зарубежного кинематографа, в которых показан иной, но не менее пронзительный взгляд на трагедию без срока давности.

1. …А зори здесь тихие (1972 г.)


Когда Борис Васильев начинал писать повесть о маленьком отряде, который отдал свои жизни, но не пропустил в тыл немецких диверсантов, он собирался сделать главными героями мужчин - так, как это было в реальной жизни.

Писатель говорил:

“И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал!”.

Борис Васильев воздал должное женщинам, чье участие в войне часто оказывалось в тени мужских подвигов. А режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть, сняв не менее пронзительный, чем книга, двухсерийный фильм, над которым плачет уже не одно поколение.

2. Летят журавли


Художественный фильм режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова "Вечно живые", в 1958 году был - что потрясающе для советской киноленты того времени - лауреатом "Золотой пальмовой ветви" Международного Каннского кинофестиваля…

Но важнее другое: на многие десятилетия фильм “Летят журавли” стал символом женской судьбы, безжалостно сломанной войной.

Вероника, девочка с невероятными, отчаянными глазами, не успевает проститься с женихом, которого провожают на фронт, теряет родителей, выходит замуж за нелюбимого, презирает себя за это, хочет покончить с жизнью… Но в последний момент находит смысл: нести свою любовь и веру до конца.

"Человек должен надеяться хоть на что-то хорошее...".

Для каждого, кто видел финальную сцену, где над Москвой летят журавли, а Вероника идёт сквозь толпу, раздавая свой букет фронтовикам, этот фильм останется одним из самых сильных в советском кинематографе.

3. Военно-полевой роман


Во время войны молодой солдат Саша Нетужилин без памяти влюбляется в санитарку Любу, которая живёт с его командиром. Их пути быстро расходятся, чтобы вновь пересечься через несколько лет после войны. Теперь он женат, работает киномехаником и учится на истфаке, тогда как она продаёт пирожки на площади Свердлова…

Саша узнаёт, что у Любы есть дочь от комбата, который погиб на войне. Отношения главного героя с грубоватой уличной продавщицей и утончённой женой-педагогом постепенно складываются в классический любовный треугольник…

Сюжет навеян воспоминаниями режиссёра о первых послевоенных годах:

“Будучи студентом ВГИКа, как-то зимним промозглым днем я шел мимо ЦУМа и вдруг услыхал до боли знакомый, с хрипотцой, смех. Обернулся. У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. Рядом на ящике сидела озябшая, замотанная в какие-то платки девочка. Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила её? Шли годы, а воспоминание о той встрече не давало покоя”.

Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, где Инна Чурикова была отмечена как лучшая актриса. Позднее “Военно-полевой роман” был номинирован на “Оскар” в категории “Лучший фильм на иностранном языке”.

4. На безымянной высоте


В фильме показана драматическая история штурма безымянной высоты. Масштабные батальные сцены, бытовые зарисовки военных будней пронизаны сложным личностным отношением героев картины к войне и друг другу. Это не столько описание ужасов войны, сколько рассказ о судьбах людей.

… По дороге в фронтовую часть, сев в одну полуторку, встречаются отсидевший за хулиганство бывший зек Малахов (Алексей Чадов) и снайпер Ольга (Виктория Толстоганова). Он — рядовой, беззаботный ухарь, до сих пор не нюхавший пороха, верящий в то, что он заговорен от пуль; она — бывшая чемпионка по стрельбе, а ныне сержант, опытный снайпер, имеющий на счету 25 фашистов.

Эта встреча станет началом большой любви на безымянной высоте.

Здесь, в белорусских лесах, она начнет дуэль с немецким снайпером, а он пойдет на верную смерть… Но эти горькие дни навсегда останутся самыми счастливыми в их жизни.

5. Битва за Севастополь


“Битва за Севастополь” (укр. “Незламна”) - психологический фильм-биография о трагической судьбе женщины на войне, а именно - легендарного советского снайпера Людмилы Павличенко. Война застала её, аспирантку Киевского государственного университета, на практике в Одессе. Людмила становится бойцом 25-ой стрелковой Чапаевской ордена Ленина Краснознамённой дивизии и начинает свой боевой путь: Молдавская ССР — оборона Одессы — оборона Севастополя. Одержав множество личных побед в дуэлях с фашистскими снайперами, став живой легендой, Павличенко раненой покидает Севастополь за считанные дни до его падения.

Помимо красочных батальных сцен, большое внимание уделяется душевным переживаниям героев,тому, как непросто Людмиле терять любимых и быть той, кого называют “Леди Смерть”.

Слоган кинокартины “Женщина, изменившая ход истории” напоминает о роли Людмилы Павличенко в открытии второго фронта в Европе. В ходе турне по городам Америки, организованного Элеонорой Рузвельт, Людмила произнесет знаменитые слова:

“Мне двадцать пять лет. Я уничтожила триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!”

6. Последние дни Софии Шолль


Вторая мировая война - война идей. Война, которая велась не только огнем, но и словом. Поэтому немецкое кино в нашем перечне представляет картина Марка Ротемунда о последних днях германской антифашистки Софии Шолль и о ее противостоянии левиафану нацистского государства. Героине не приходится стрелять в соотечественников или передавать их военные тайны вражеской стороне… Она делает большее - открыто признает себя диссиденткой и не умоляет о пощаде. А что может быть более героическим противостоянием фашистскому режиму?

Картина удостоена множества немецких кинонаград и номинирована на “Оскар” в категории “лучший фильм на иностранном языке”.

7. Черная книга


Пол Верховен, режиссер из Голландии, снял, возможно, лучший фильм в истории страны – эпопею о голландской красавице-еврейке, которая перекрашивает волосы и выдает себя за “арийку”, чтобы стать незаменимой шпионкой для местного Сопротивления.

Подобно “Семнадцати мгновениям весны”, “Черная книга” примечательна тем, что не изображает нацистов однородной злобной массой и видит в борцах с фашизмом не только положительные стороны. Верховен выстраивает драматичное и непредсказуемое повествование, которое заставляет каждую минуту чувствовать себя внутри картины - на месте главной её героини.

8. Из пепла


Сюжет фильма рассказывает о загадочной и великой женщине Гизелле Перл, которой пришлось преодолеть множество жизненных испытаний. Она, гениальный врач-гинеколог, работает в женской части концентрационного лагеря Аушвиц… И продолжает спасать человеческие жизни - так, как может это делать. Так, как должна.

В основе фильма допрос, через который Гизелле придется пройти, чтобы доказать свою непричастность к чудовищной машине смерти и отстоять свое право быть медиком.

- До конца своих дней я должна выстраивать то, что нацисты так усердно разрушали, - говорит Гизела.

Но вряд ли остается услышанной.

9. Они шли за солдатами


В оккупированной итальянцами Греции, осенью 1941 года, лейтенант Мартино получает задание развести по армейским борделям 12 девушек. Поездка выявляет истинную человеческую сущность ее участников…

В этой картине очень много жизни - исковерканной, но не убитой. Фильм “Они шили за солдатами” доказал: военное кино может быть сделано при помощи очень скупых средств — без батальных сцен, демонстрации ранений и смертей, без ставших позднее модными компьютерных эффектов — и тем сильнее будет его воздействие на зрителя.

Многие герои съемочной площадки - начиная с самого режиссера Валерио Дзурлини и исполнительницы главной роли Мари Лафоре — видели войну своими глазами, а потому в фильме они не играли, а жили. И отдавали дань всем тем, чья молодость была погублена войной…

10. Дневник Анны Франк


Отдельного внимания заслуживает драматическая экранизация одного из наиболее документальных свидетельств событий Второй мировой войны — дневника тринадцатилетней еврейской девочки, Анны Франк. Спасаясь от ужасов нацистского преследования, Отто Франк вместе с женой и двумя дочерьми, Анной и Марго, два года прячутся на заброшенном чердаке одного из домов Амстердама. Вместе с ними на чердаке находят приют чета Ван Даан, их сын Питер и дантист господин Дассел.

В своем дневнике Анна описывает все испытания и лишения, с которыми сталкиваются окружающие ее люди, пытающиеся вести нормальную жизнь в тесном пространстве крошечного чердака, в условиях постоянной угрозы быть обнаруженными гестапо.

Это история безвременно прерванного взросления, становления личности и осознания места отдельно взятого человека в современном мире. Рассказ о любви, ненависти, страхе и надежде.

←Движение закрыто в центре Минска в связи с празднованием Дня Победы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика