Когда белорусы перестанут считать в долларах?
Поможет ли деноминация повысить доверие населения к национальной валюте и что должны сделать власти, чтобы вернуть интерес к рублевым вкладам.

Александр Лукашенко поставил перед Нацбанком задачу дедолларизации страны. Выступая с обращением к народу и парламенту, глава государства отметил, что «дедолларизация невозможна без изменения сознания, психики, психологии людей, привыкших все считать в условных единицах».
— Воспользуйтесь этапом деноминации и решите вопрос и по ставкам, и по дедолларизации страны, — поручил президент.
Когда белорусы перестанут считать в долларах, прогнозируют эксперты.
Муха: на повышение доверия к рублю уйдет не меньше 5−10 лет
Финансовый аналитик Александр Муха приводит пример: действительно, исследования, проведенные в некоторых странах, подтверждают тот факт, что деноминация национальной денежной единицы может содействовать дедолларизации активов и пассивов банковского сектора и в целом экономики.
В то же время, отмечает эксперт, эта проблема накапливалась в Беларуси не один год и даже не одно десятилетие.
— По состоянию на 1 марта 2016 года доля валютных депозитов в общей структуре банковских вкладов населения, по нашим расчетам, достигла максимального значения за всю историю независимой Беларуси — 82,3%, — говорит финансовый аналитик.
В то же время удельный вес рублевых вкладов населения сократился до исторического минимума — 17,7%. Для сравнения: в 2008 году 30% вкладов белорусы держали в валюте, 70% — в рублях.
По доле валютных вкладов Беларусь является одним из лидеров не только в регионе, но и в мире.
По мнению Александра Мухи, в действительности доля валютных сбережений в общей структуре сбережений населения может и вовсе превышать 90%. Ведь помимо банковских вкладов инвестпортфель включает валютные облигации банков и предприятий, валютные государственные облигации, мерные слитки драгметаллов, наличную иностранную валюту («не меньше нескольких миллиардов долларов», по предположениям финансового аналитика), и в том числе денежные средства за рубежом — также в офшорах.

Как считает аналитик, деноминацию можно использовать в качестве одной из мер по дедолларизации национальной экономики и одну из мер по повышению доверия к национальной денежной единице.
— В марте 2016 года инфляция в годовом исчислении составила 13,8%. Этот показатель уже близок к психологической отметке в 10%. Это можно рассматривать как одну из мер дедолларизации при условии сохранения действующего режима монетарного таргетирования, ограничения зарплат и динамики рублевой денежной массы, — считает Александр Муха.
Чтобы легче было пересчитывать старые деньги в новые, мы сделали для вас удобный деноминатор!
Чтобы отучить население от пересчета в доллары, по мнению эксперта, потребуется целый комплекс мер, в том числе рыночные структурные реформы, реструктуризация предприятий государственной формы собственности, но ключевое — это ограничение темпов инфляции до однозначных цифр: не более 10%, а к 2020 году — не более 5%.
— Кроме того, недопустимы чрезмерные темпы девальвации белорусского рубля, — поясняет аналитик. — Когда обменный курс национальной валюты снижается за год в два раза, это не способствует дедолларизации.
Одной деноминацией решить проблему долларизации банковских вкладов невозможно, уверен эксперт.
Чтобы повысить доверие населения к рублю, потребуется не меньше 5−10 лет, заключает Александр Муха.
Иосуб: пока государство не откажется от тарифов в валюте, бессмысленно ждать, что население начнет считать в рублях
Старший аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб называет три условия для дедолларизации в Беларуси.
Во-первых, нужна стабильная валюта с низкой инфляцией и низкой девальвацией. Причем этот период должен быть достаточно длительным. Недостаточно отчитаться, что у нас пару месяцев рубль укрепляется, поэтому все будем считать в рублях.
Во-вторых, нужна деноминация. В цифрах с пятью нулями запутается любой белорус. Спросите человека, сколько твоя квартира стоит в белорусских рублях. Мало кто ответит. Что такое 10 тысяч долларов, большинство из нас понимает на интуитивном уровне, а что такое 10 млрд рублей — много это или мало — пока мы в доллары не переведем, не сообразим.

И в-третьих, многие проблемы долларизации связаны с самим государством, которое выставляет тарифы, комиссии, таможенные сборы и платежи в иностранной валюте или привязывает к ней. Пока государство полностью не откажется от тарифов в иностранной валюте, бессмысленно ждать, что население начнет считать в рублях.
— Лет пять назад на вопрос, сколько ты зарабатываешь, белорусы называли размер в долларах, независимо от того, в какой валюте получали зарплату. Сейчас все чаще можно услышать ответ на вопрос в рублях. Определенные подвижки есть, но окончательная дедолларизация произойдет тогда, когда правительство не будет ждать психологических изменений у населения, а само откажется от привязки к валюте, — считает эксперт.