Как Финляндия стала одной из самых благополучных стран благодаря школьным реформам
Финляндия во второй половине прошлого века вошла в число самых благополучных стран мира. Низкий уровень коррупции и преступности, и лучшее в мире образование. Каждые три года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит международное сравнительное исследование образовательных достижений 15-летних школьников PISA (англ. Programme for International Student Assessment). И с 2000 года Финляндия занимает лидирующие места во всех исследованиях PISA (грамотность чтения, знания по математике и естественным наукам).
Высокое качество образования доступно в этой стране каждому ребенку вне зависимости от социального и финансового положения его семьи. Исследования показывают: в Финляндии различия в уровнях школ — наименьшие в мире. Сети частных элитных школ здесь просто нет. Несколько лицензируемых частных школ соблюдают национальные основы учебной программы, а так как они получают государственное (!) финансирование, то обязаны принимать к себе всех школьников своего округа.
Немного о принципе ближайшей школы. Так как все школы бесплатны и программа у них одинакова, дети ходят в школу, которая расположена ближе к дому. Такой подход исключает дифференциацию школ по социальному положению семей (что не может не влиять на учеников). Если расстояние до ближайшей школы пешком либо на общественном транспорте слишком большое, муниципалитет оплачивает школьнику проезд.
Еще о бесплатном. Бесплатные обеды в школе — это часть официальной учебной программы, такой практический урок здоровья и хороших манер. В школах детей также знакомят с экологическим питанием, предлагают и вегетарианскую, и органическую пищу. А перечень любимых блюд финских школьников такой: лазанья, макаронная запеканка с фаршем, шпинатные блины, фрикадельки, мясной соус, рыбные палочки, картофельная запеканка с мясом, ячменная каша (исследование Минны Кантен).
Отдельно об учителях. Все школьные педагоги должны иметь университетскую ученую степень магистра. Профессия очень престижна в Финляндии, абитуриентов в 5 раз больше, чем мест в вузах.
В начальной школе (1−6 классы) классные учителя преподают все предметы, они имеют степень магистра по педагогике. В старших классах и гимназии предметы преподают магистры в данной области, прошедшие педагогическую подготовку. Высшее образование имеют и воспитатели детских садов, и учителя подготовительных классов.
Учителям доверяют. Они сами выбирают метод обучения в классе. Конечно, существуют единые цели обучения в стране. Правительство принимает решение о разделении предметов, количестве учебных часов. Национальное управление образования (подчинено Министерству образования и культуры) определяет национальные основы учебной программы. Исходя из них муниципалитеты (как организаторы обучения) составляют свои учебные программы, затем уже школы составляют свои индивидуальные программы. То есть уровень и объем обучения — одинаков во всей Финляндии. Однако система допускает особенности и дополнения на местах.
Культура доверия рождается именно так: каждого учителя принимают и признают самостоятельным специалистом, который, с одной стороны, знает потребности и возможности своих учеников, а с другой - уважает общие цели в образовании.
Учебные результаты контролируются при помощи национальных оценок — это результаты 5% каждой возрастной категории учеников (случайная выборка). Учебу завершает единый национальный студенческий экзамен, оценку дает государственная аттестационная комиссия.
А начинают учебу маленькие финны в 7 лет. До этого — в 6 лет — они получают дошкольную бесплатную подготовку (в детском саду либо в школе). Но при необходимости и готовности к обучению ребенок может пойти в школу на год позже или раньше. Финские педагоги уверены, что дети должны иметь возможность расти и развиваться спокойно. В обучении используются периоды особой восприимчивости детей, поощряются их мышление и творчество. Цифровые оценки дети начинают получать с пятого класса. Учитель заботится и о психологической обстановке в классе.
Еще об отношениях «учитель — ученик». В финских школах существует атмосфера непринужденности и толерантности. А наряду с уважением находится место и свободе. Ученики обращаются к учителю по имени, занятия в классе проходят в форме дискуссии. В основе обучения — поощрение, участие и взаимодействие. И никаких угроз, давления и принуждения.
В старшей школе уроки начинаются не раньше 8.30 и заканчиваются не позднее 15.30. В программе много часов по математике, финскому языку, еще по двум иностранным языкам, гуманитарным, естественно-научным и художественным предметам. Дважды в неделю — физкультура.
Школьное здравоохранение тоже бесплатно. В него включены регулярные медицинские и стоматологические осмотры детей. При необходимости — направление на дальнейшее обследование в муниципальные службы здравоохранения. Кроме того, в школах есть специальные группы попечения учащихся. Их наличие — в рамках ответственности школы за социальное, психическое и физическое благополучие ученика. Группа примет меры, если ученик пропускает уроки, постоянно опаздывает, если его не принимает коллектив, если он принимает одурманивающие вещества либо страдает от нестабильной ситуации в семье. В этих случаях работники школы обязаны разобраться вместе с родителями и при необходимости вправе обратиться в службу соцобеспечения, защиты детей или здравоохранения.
Ученики с трудностями в обучении получают особую поддержку. Финскую школу невозможно окончить, не выучившись читать, считать, не овладев другими основными навыками. Каждый получит свою порцию качественного образования, даже если есть какие-то ограничения. Неуспевающих учат в малых группах, есть индивидуальный патронаж, а при обучении всегда учитываются личные предпосылки. Во всех школах есть учителя, которые организовывают обучение детей со специальными потребностями, и почти во всех — помощники учащихся-инвалидов. Если у ребенка совсем плохо с учебой — ему составят личный учебный план. Те, у кого небольшие или средние трудности обучения — учатся вместе со всеми, а школа в этом случае получает дополнительные ресурсы.
Дети с дефектами умственного развития, тяжелыми сенсорными дефектами, нарушениями двигательных функций или другими особыми проблемами физического или психического здоровья учатся в специальных классах, у некоторых учеба длится на несколько лет дольше.
Для детей иммигрантов предлагают подготовительное обучение финскому языку по специальной программе.
В финских школах считают, что детям полезно общаться с разными учениками, представителями других культур и с подростками с различными способностями.
Образовательная система в Финляндии позволяет избежать конкуренции между школами. В итоге учителя могут сосредоточиться на главном занятии, то есть всяческой поддержке своих учеников, с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей, устремлений и данных. Особую роль в школе играют такие предметы, как искусство, труд и физкультура, ведь самовыражение способствует гармоничному росту личности. Школа помогает талантливым ученикам углубленно заниматься этими предметами, тем самым повышая их мотивацию, открывает дополнительные перспективы. Знания и умения легче выращивать, когда подросток чувствует одобрение, если его ценят и доверяют ему.
Но качественное равное и бесплатное образование в Финляндии появилось не так давно.
«В просвещении — защита небольшой нации» — сказал Й.В.Снельман (1806−1881), ученый, журналист и политик, который сыграл важную роль в становлении финской национальной идентичности.
В ХIХ веке Финляндия, имевшая скудные природные ресурсы, сделала ставку на всеобщее образование населения, таким образом избежав разделения общества на элиту и неграмотный народ. Это решение стало судьбоносным для страны.
В начале ХХ века в большинстве муниципалитетов страны были народные школы. В 1921 году издан закон об обязательном образовании, дети должны были пройти не менее шести классов народной школы.
Перелом произошел в 1970-х годах, тогда народные школы заменила 9-летняя муниципальная основная школа. Обязательное образование стало девятилетним. Цель школьной реформы — равное, бесплатное базовое образование всем детям, независимо от места жительства и социально-экономического положения семьи.
В основе высокого уровня финской системы образования лежит четкий национальный этнос. А главным ресурсом нации являются люди. На образование расходуется сейчас 11−12% от бюджетов государства и муниципалитетов.
В Финляндии понимают: чем лучше образован народ, тем лучше он подготовлен к вызовам современного мира. Глобальные проблемы — изменение климата, миграция, колебания мировой экономики, технологические риски — требуют новых качеств от человека: гибкости мышления, готовности менять прежние наработки.
Чтобы оставаться успешной, даже лучшая образовательная система нуждается в постоянном развитии и обновлении. И ценно то, что такая необходимость осознается и принимается властями и обществом.
В тексте были использованы материалы издания МИД Финляндии, департамента информации и культуры «Школа в Финляндии — ключ к успеху нации», Салла Корпела. Благодарим за помощь г-на Лаури Пуллола, главу отделения посольства Финляндии в Беларуси.