Перед судом истории. Жертвы геноцида останутся жить в нашем сердце
Сегодня армяне возложили цветы и зажгли свечи у Хачкара в память жертвам геноцида. Каждый год мы вспоминаем печальные страницы нашей истории.
Армения — одна из древнейших цивилизаций, чья история уходит вглубь. На территории Армянского нагорья нашли развитие все этапы становления человека. С момента зарождения их языческая религия представляла сложную вертикаль богов и божеств. В 301 г.н.э. Армения становится первой страной в мире, которая принимает христианство в качестве государственной религии. С этого момента она не предает своей вере и за это испивает горькую чашу до дна. С X в. н.э. христианская Армения подвергается набегам со стороны кочевых племен турок, сельджуков, огузов, а затем и сформировавшихся мусульманских стран, которые выживали христиан с их же исконных земель.
На рубеже XIX-XX вв. в Османской империи группировками младотурок или «новых османов» готовится план революции по спасению ослабленной империи и свержению султана. Христиане, которые помогли осуществить переворот, поверили, что в истории Османской империи началась новая эпоха. Как свидетельствует Муса Пренс: «Ликовавшие армяне, турки, греки обнимались прямо на улицах». Однако, как вскоре выяснилось, младотурки оказались замаскированными националистами, продолжившими политику притеснений и погромов. Они были носителями идеи ассимиляции для создания «чистой» турецкой нации, считая, что в деле реализации этой идеи невозможно избежать массовых погромов. Одержав победу над султанским самодержавием, младотурецкие лидеры с первого же дня воплощали в жизнь принятия в Османской империи конституционной монархии, надеявшись на будущее содружество с европейскими странами. Но после неудавшихся международных содружеств младотурки поняли, что этот план не продвинется дальше громогласных заявлений.
И тогда рождается новый проект национализма, прикрытого религией. Этот план обернулся для христиан смертельным исходом. Вдохновившись примером своего союзника в Первой мировой войне – Германии и пангерманизма, младотурки принимают на вооружение политику пантюркизма – создание «Большого Турана», вбирающего в себя Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию и часть Китая. Данная политика предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское, греческое, ассирийское, езидское, русское население рассматривались главными препятствиями для реализации этого проекта. Вступая в Первую мировую войну, турки не могли себе позволить иметь в тылу христианские народы, которые были союзниками России. Кроме того, уничтожив их, можно было бы свободно заполучить чужие накопления и культурные реликвии христианского мира.
В Салониках в 1911г. на съезде партии была четко сформулирована задача насильственного отуречивания других народов, что в равной степени распространялось и на проживающих на территории империи армян. Решения, принятые на этом съезде, стали своеобразным официальным документом для проводимой младотурками политики. Некоторое время спустя, за подписью министра внутренних дел Турции Талаата, органам местной власти империи были направлены особые секретные распоряжения относительно подготовки специальных мероприятий по уничтожению армянского населения.
Из выступления доктора Назима и одного из организаторов геноцида армян: «Армянский народ надо уничтожить до основания, чтобы в нашей стране не осталось ни одного армянина, чтобы даже имя их было предано забвению. Сейчас идет война и такого удобного случая больше не представится. Вмешательство крупных держав и громкие протесты международной прессы останутся незамеченными. Даже если им об этом станет известно, они будут поставлены перед свершившимся фактом, и, таким образом, вопрос будет исчерпан. В этот раз наши действия должны нести характер полного уничтожения армян, надо уничтожить всех до последнего… Я хочу, чтобы на этой земле жили и властвовали только турки. Пусть сгинут все нетурецкие элементы, к какой бы нации или религии он не принадлежали».
24 апреля 1915г. этот день стал днем траура, потому что именно тогда арестовали армянскую интеллигенцию и элиту и поголовно уничтожили. Далее последовала еще большая волна убийств. Начались годы насилия, на которое только способно самое извращенное сознание.
Из воспоминания очевидцев: «Приблизительно две тысячи армян было собрано и окружено турками, их облили бензином и поджигали. Я, непосредственно, был в другой церкви, которую они пробовали поджечь, и мой отец думал, что это конец его семьи. Он собрал нас вокруг… и сказал то, что я никогда не забуду: не бойтесь, мои дети, потому что скоро мы все будем на небесах вместе. Но, к счастью, кто-то обнаружил секретные туннели… через которые мы спаслись».
Более 1,5 миллиона человек были уничтожены из-за своей религии. Они предпочли смерть предательству своей веры. Миллионы сердец перестали биться, глаза закрылись, голоса замолкли, перестали жить и радоваться солнцу, оно навсегда для них погасло и сменилось вечной тьмой.
Человечество блестяще научилось уничтожать себе подобных: грязно, мерзко, безжалостно. Величие армян в том, что спустя более ста лет, этот народ помнит и он никогда не забудет. Миллионы армян рассеяны по всему миру, но 24 апреля в каждом сердце будет звучать плач траурного дня. Более ста лет армянский народ кричит о своей боли, о том, что это было и это нельзя забывать, более ста лет он несет никем непризнанную боль в своем сердце, более ста лет он просит о возмездии и справедливости. И если бы мировые цивилизации не допустили такого попустительства, то возможно, не было бы печей Освенцима. Ведь не зря Гитлер сказал: «Уничтожайте евреев, кто сейчас помнит о резне армян!». Но, как всегда, политика оказалась выше человечности, гуманности.
Но есть в истории и те, которые поплатились за свою человечность и за то, что пытались открыть глаза турецкому обществу на свою историю. Танер Акчам и Аркам Памук, которые объявлены врагами народа и не могут вернуться в Турцию; губернатор Алеппо Мехмед Джеляль-бей заявил : « Я управляю этим городом, и я отказываюсь быть его палачом!»; губернатор Смирны Рахми-бей и губернатор Адрианополя Хаджи Али-бей и даже надзиратель концентрационного лагеря, находящийся в пустынях Сирии Дейр Эз-Зор, пытался помочь армянам, за что потом был смещен с занимаемой должности. Поднимать темные страницы истории – это прерогатива сильных. Наверное, сила человека и всего человечества в том, чтобы уметь признавать собственные ошибки и уметь чувствовать чужую боль.
Мариам Петросян,
фото Наталья Хомич