Александр Класковский: Александр Лукашенко при наборе правильных задач абсолютно не обрисовал способы их решения
фото president.gov.by
Выступая 21 апреля с ежегодным посланием Национальному собранию, Александр Лукашенко сделал много заявлений. Можно ли на основании них сделать выводы, как Беларусь будет жить дальше?
Прокомментировать ежегодное послание белорусского президента Национальному собранию «Ежедневник» попросил политолога и политического обозревателя Александра Класковского.
- Александр Лукашенко сразу предупредил, что данное ежегодное послание не претендует на долгосрочную программу развития страны. Речь пойдет о конкретных перспективах и задачах на ближайший год. В чем, на ваш взгляд, данные перспективы заключаются?
- Мне кажется, это была такая хитрость – ограничиться только текущими задачами. Потому что, видимо, у руководства Беларуси нет стратегического видения развития страны. И в плане условно-оперативных задач тоже, по сути, был предложен только набор благих пожеланий. Все стало ясно, когда Александр Лукашенко сослался на свой же указ №78, как на базу деятельности в области экономики. А этот указ раскритикован независимыми экспертами именно за то, что он напоминает по стилистике постановления ЦК КПСС. То есть в нем содержаться вроде правильные задачи: усилить, повысить и так далее, но нет механизмов их достижения. И, если коротко, то в этом послании Александром Лукашенко тоже при наборе каких-то правильных задач абсолютно не обрисованы способы их решения, не считая традиционной ставки на улучшение управления. То есть на то вмешательство государства в экономику, которое, по сути, и тормозит ее развитие. Например, Александр Лукашенко упрекал отечественных хозяйственников в том, что мол, на Западе себестоимость продукции гораздо ниже при том, что ресурсы намного дороже. Но при этом осталось в тени то, что на Западе рыночная экономика и там государство не лезет в каждую ее щель так, как у нас.
- Можно ли усматривать в качестве намека на дальнейшие реформы заявления о дальнейшем сотрудничестве с МВФ и потребности 1,5 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций в этом году?
- Я думаю, что эти пассажи насчет МВФ нельзя расценивать как готовность белорусского руководства к реформам. Стране банально нужны деньги и поэтому всплывает вопрос сотрудничества с МВФ. Однако в этом случае белорусское правительство идет по формальному пути. Действительно, среди требований МВФ есть, к примеру, устранение перекрестного субсидирования. И мы видим, что повысились коммунальные тарифы. Но само по себе повышение данных тарифов и даже произошедшее ужесточение монетарной политики, по сути, ведут к тому, что экономические тяготы перекладываются в большей степени на народ, но это не обеспечивает системного реформирования экономики. Грубо говоря, все сводится к обдираловке. Формально можно выполнить ряд требований МВФ, но это не будет означать, что экономика Беларуси переведена на инновационные рельсы и, что в ней будут царить рыночные принципы. Поэтому, мне кажется, что будет игра с МВФ. Будут какие-то «через не хочу» половинчатые меры, но их нельзя будет назвать системным реформированием экономики. И здесь вопрос упирается в политический интерес высшего руководства, который упирается в то, что нельзя рушить систему, обеспечивающую полную власть над страной. Поэтому, если будут делаться преобразования, то по принципу: «шаг вперед, два шага назад».
- Также Александр Лукашенко призвал руководителей крупнейших белорусских СМИ «к штыку приравнять перо» и давать отпор клевете и различным инсинуациям. Что, на ваш взгляд, под этим следует подразумевать? Будет ли усилено противодействие независимым СМИ, станет даваться отпор российской пропаганде или информации проевропейских медиа?
- Если говорить о защите информационного пространства, о котором также упоминал Александр Лукашенко, говоря, что оно простреливается разными информационными потоками, то самые мощные потоки – это российская пропаганда. Однако, если белорусское руководство и понимает опасность экспансии так называемого «русского мира», то у него не хватит духу перекрыть кислород российской пропаганде. Лукашенко и так жаловался в этом выступлении, что его обвиняют в измене, что он хочет переметнуться на Запад. Так что ограничение и пресечение вещания российских телеканалов на Беларусь в Москве действительно будет расценено как измена. Поэтому в Минске будут кривиться, но продолжат принимать того же Дмитрия Киселева и мириться с наличием так называемого «единого информационного пространства Союзного государства», которое на самом деле обеспечивает широкое присутствие российских СМИ в Беларуси. Так что никакой войны против российских СМИ не будет, если только не начнутся серьезные конфликты с Кремлем, когда, по отмашки, как некогда уже было, белорусскими СМИ начинают «бомбить» российское руководство.
Что касается так называемой «пятой колонны» и «нечестных СМИ», то, вообще, репрессивные инстинкты власти в данной сфере проявляются. Однако по ряду причин, в частности, потому что сейчас стоит задача нормализовать отношения с Западом, я не думаю, что здесь будет какое-то резкое ужесточение политики. Более того, Александр Лукашенко был вынужден признать, что надо вести дискуссии с оппонентами. Мы видим, что в последнее время для участия в ток-шоу на государственном телевидении в каком-то ограниченном количестве, но приглашаются независимые эксперты. Поэтому, я думаю, в данном случае больше стоит опасаться каких-то шагов в области контроля над интернетом. Это уже прозвучало во время ответов на вопросы депутатов. И Лукашенко, который чуть раньше на встрече с генеральным секретарем Международного союза электросвязи Хоулинем Чжао говорил про китайский опыт, как положительный, заявил, что поручил министру информации Лилии Ананич и своему помощнику Всеволоду Янчевскому сделать какие-то законодательные наработки, которые бы касались контроля над интернетом. Вот это, я думаю, заставляет напрягаться независимых журналистов и ожидать каких-то шагов в духе белорусской власти. Она поняла, что грубо глушить независимые сайты не стоит, но можно обложить их такими «красными флажками», когда независимые интернет-ресурсы сами будут заниматься самоцензурой, чтобы не попасть под раздачу.