BISS: Рассчитывать на поступление инвестиций не приходится
Необходимость получения внешнего финансирования может вынудить белорусские власти согласиться на условия международных кредиторов.
На днях Белорусский институт стратегических исследований (BISS) подготовил очередной выпуск BISS-Trends. Помимо мониторинга событий последних шести месяцев прошлого года, в нем содержится прогноз на первое полугодие года текущего. Предлагаем мнение экспертов по поводу того, что ожидает Беларусь в самом ближайшем будущем.
Экономика
Низкие цены на нефть и, соответственно, небольшая маржа в торговле нефтепродуктами с Европой, а также сокращение нефтяной ренты от экспортных нефтепошлин вынудят белорусские власти искать новые источники притока валюты. Рассчитывать на поступление инвестиций не приходится, поэтому необходимость получения внешнего финансирования вынудит власти Беларуси согласиться на условия международных кредиторов. Это приведет к сокращению дотирования социальных программ и сохранению жесткой денежно-кредитной политики.
Рецессия на российском рынке и изменения в торговых правилах ЕАЭС из-за вступления Казахстана в ВТО с введением двух параллельных таможенных тарифов создадут напряжение в отношениях с партнерами по ЕАЭС. Дополнительным поводом для конфликтов останется санкционная война России со странами Запада. Будет продолжено использование различных схем поставок санкционных товаров в Россию. Возможно, использование этих схем даже расширится, так как в 2016 г. прекращает действовать соглашение о зоне свободной торговли между Россией и Украиной.
Политика
Потепление в отношениях официального Минска с Западом представляется основным фактором, который обеспечивает склонность властей к использованию «мягких практик» в ограничении гражданских прав. Вместе с тем ожидаемое белорусскими властями окончательное снятие санкций Евросоюза вряд ли приведет к дальнейшему улучшению положения со свободой слова, свободами собраний и ассоциаций. Снятие санкций, скорее всего, обусловит консервацию ситуации и сохранение ограничений и репрессивной политики властей на существующем уровне.Дальнейшее развитие диалога официального Минска и Евросоюза вряд ли будет влиять на внутриполитические процессы в Беларуси в направлении либерализации.
Импульсом, который может повлиять на качественное изменение ситуации, станет дальнейшее ухудшение экономического положения с последующим увеличением числа спонтанных акций протеста. При этом вряд ли можно ожидать активного включения политической оппозиции в такие акции: деятельность оппозиционных организаций будет скорее концентрироваться в рамках электорального цикла и на использовании тех возможностей, которые возникают в рамках белорусско-европейского диалога.
В отношении спонтанных протестных акций властями будут использоваться превентивные меры, с целью не допустить формирования неконтролируемых очагов протеста. При формировании устойчивых протестных структур (стачкомы, спонтанные длительные протесты) власти будут применять репрессивные меры к лидерам этих протестов.
Вероятность изменения условий избирательного процесса представляется крайне низкой: не следует ожидать изменения избирательного законодательства в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться в сентябре 2016 г. Отдельные изменения по исполнению рекомендаций миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ можно ожидать лишь в малозначимых вопросах, регулируемых на уровне рекомендаций Центральной комиссии по выборам и не затрагивающих сути избирательного процесса. При этом возможность допуска в Палату представителей кого-либо из оппозиционных кандидатов будет находиться в области политических решений, а не в сфере создания равных и справедливых условий конкуренции политических сил на свободных выборах.
Госуправление и верховенство права
В условиях неблагоприятной экономической ситуации и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры государство вынуждено будет улучшать качество управления и правовое регулирование, чтобы стимулировать внутренних и внешних инвесторов к вложению средств в белорусскую экономику. Совершенствование системы управления будет, по-видимому, выражаться в установлении более простых и прозрачных правил для бизнеса, а также развитии информационного общества с целью повышения эффективности и скорости обмена товарами и услугами.
Геополитическая ориентация
Попытки официального Минска нормализовать отношения с Западом на фоне развития кризисных явлений в российской экономике будут продолжаться. Высока вероятность того, что если белорусские власти воздержатся от репрессий против своих политических оппонентов, санкции ЕС будут полностью отменены в феврале текущего года. Тем не менее Беларусь будет и далее активно участвовать в процессах евразийской интеграции и пытаться расширить свое присутствие на рынке ЕАЭС.
Культурная политика
«Мягкая белорусизация» остается актуальным направлением белорусской внутренней политики. Она, безусловно, останется главенствующей тенденцией в культурной политике и в 2016 г.
Проявления «мягкой белорусизации» в различных сферах общественной жизни будут нарастать. Вероятно усиление «мягкой белорусизации» в регионах. Этот рост будет сопровождаться эскалацией кризиса в системе государственного управления культурой, а публичные конфликты чиновников и тенденция к принятию противоречащих решений продолжится.
Отсутствие кадровых изменений при назначении формально нового правительства не добавило Министерству культуры ни решительности, ни интеллектуального потенциала. Изменения Кодекса о культуре перед вторым чтением будут косметическими. Они исправят только очевидные локальные недоработки, но не выработают стратегии культурной политики «мягкой белорусизации».