В прокат вышла едкая комедия о людях, заработавших на кризисе 2008 года
фото: vedomosti.ru
«Игра на понижение» претендует на пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм и режиссуру.
Герои «Игры на понижение» – люди, первыми заметившие мыльный пузырь, в который к 2005 г. превратился американский рынок ипотечного кредитования, пишет обозреватель «Ведомостей» Олег Зинцов. И поставившие на то, что этот пузырь скоро лопнет – несмотря на высшие рейтинги надежности. Результат всем известен, а в конце фильма приводится статистика, сколько американских семей потеряли крышу над головой. Но при всей драматичности сюжета «Игра на понижение» по большей части комедия. И дело не только в ехидных комментариях и абсурдных деталях, наглядно показывающих, насколько далеко все зашло: в какой-то момент появляется, например, стриптизерша, простодушно рассказывающая обалдевшим брокерам, что купила уже пять домов, потому что взять кредиты на них ничего не стоило. Дело в масштабе жадности и глупости, о которых идет речь. По мере понимания сути происходящего герои все чаще хватаются за голову. Им совсем не смешно.
Они считают себя циниками, но только до тех пор, пока не сталкиваются с настоящим цинизмом. Сюжетный (или моральный) парадокс фильма в том, что собственная прозорливость, умение рискнуть и конечный выигрыш не приносят героям удовлетворения. Самый резкий и эксцентричный – Марк Баум, персонаж Стива Карелла, – не может позволить себе даже фразу: «Я же говорил».
Эти люди не жулики, им всем более или менее совестно, и режиссер Адам Маккей все-таки не удерживается от патетики, заставляя одного из героев произнести: «Мы заработали, но проиграла вся страна». Хотя, если бы они не заработали, страна бы все равно проиграла, потому что так была устроена система (другое дело, что герои – тоже ее часть). Но «Игра на понижение» сделана не ради расследования и разоблачений (во всяком случае, это не главное). Адам Маккей показывает не столько финансовый, сколько сущностный, ценностный кризис.
Почти каждый из богатых и успешных героев несчастен по-своему. Не обязательно, чтобы для этого была веская внешняя причина, хотя у Марка Баума она есть (недавно покончил с собой его брат). Доктор Майкл Бьюрри (отличная роль Кристиана Бейла), первым понявший, что с ипотечным рынком что-то не так, сутками сидит в растянутой футболке в своем офисе и слушает хеви-метал. Оба – и Бейл, и Карелл – играют скрытую за эксцентрикой глубокую тоску, но Баум хотя бы срывается на окружающих, а тоска доктора Бьюрри сама растет, как ипотечный пузырь.
Помимо Бейла и Карелла в фильме снялись еще две суперзвезды – Райан Гослинг и Брэд Питт.