Как новополочанин создал в России успешный бизнес на терминалах
Е. Разумный / Ведомости
«Ведомости» рассказала об успешном проекте молодого белорусского бизнесмена Виктора Зубика и его партнера Никиты Сизикова.
Бизнесом Зубик занялся, еще будучи студентом Московского университета машиностроения (МАМИ), в своем родном городе – белорусском Новополоцке. На первом курсе он устроился официантом в московский ресторан, за два месяца заработал 100 000 росс. рублей и решил потратить их на поездку в Лондон – на краткосрочные языковые курсы, хотя всегда мечтал на первую зарплату купить мотоцикл. В Европе Зубик обратил внимание на то, какой популярностью пользуются терминалы самообслуживания: они стояли в каждом магазине, аптеке, банке, отеле. Родная Беларусь на этом фоне казалось дикой страной: например, мобильную связь жители Новополоцка оплачивали на почте, стоя в очереди и заполняя от руки квитанции. Захотелось изменить ситуацию, а заодно освоить еще никем не занятую нишу, вспоминает Зубик .
Стать партнером по бизнесу он предложил однокурснику. В январе 2011 года они зарегистрировали в Беларуси фирму, сложились по 5000 долларов (все их накопления на тот момент) и купили у одного белорусского производителя четыре терминала . Думали, на родине сервис быстро оценят, но первого клиента – компанию, согласившуюся этот терминал установить, – нашли только спустя полгода. Это был торговый центр. Потом появился еще один клиент – сеть магазинов, директор которой сначала установил один автомат «ради эксперимента», а потом, увидев, как выросли продажи, позвонил предпринимателям и попросил обставить терминалами все свои точки. Бизнес пошел в гору, но в 2011 году в Беларуси случился кризис, и спустя некоторое время предприниматели решили переместиться в Россию .
Честный гостендер
В Москве Зубик позвонил знакомому по ресторанному бизнесу Никите Сизикову и предложил вместе заняться новым делом. В России рынок платежных терминалов в 2012 году уже активно развивался, и заниматься просто куплей-продажей этих устройств Зубику было неинтересно: хотелось собирать терминалы самостоятельно, придумывать новые решения для клиентов. Сизиков , согласившись стать партнером, оформил на себя банковский кредит в 1 млн росс. рублей. Эти деньги молодые люди потратили на то, чтобы снять в аренду 70 кв. м под сборку терминалов , закупить комплектующие и нанять двух техников и двух менеджеров по продажам. В середине 2013 года предприниматели зарегистрировали фирму «Инвенд», 51% которой сейчас принадлежит Зубику , а 49% –Сизикову . Прежний компаньон Зубика вышел из бизнеса, уступив свою долю партнерам в обмен на несколько терминалов.
Весь 2013 год компания занималась тем, что собирала и продавала платежные автоматы. Уже через год инвестиции окупились.
В сентябре 2014 года предприниматели стали участвовать в гостендерах. «Мы честно, без всяких откатов, выигрывали по два-три тендера в месяц на сумму от 300 000 до 1,5 млн росс. рублей. – делали инфокиоски для госучреждений, «электронные очереди» для многофункциональных центров (МФЦ)», – рассказывает Зубик . Компания взялась бы и за более дорогие заказы, до 10 млн росс. рублей, но тогда не обойтись без кредита, обслуживание которого съест всю маржу, объясняет он. В 2014 году оборот компании составил около 51 млн росс. рублей. Заработать сразу много денег помог частный клиент – компания по продаже платежных терминалов , которая купила у предпринимателей 400 автоматов на 30 млн росс. рублей. Еще для одного заказчика предприниматели сделали на собственной материнской плате терминалы для автомоек самообслуживания.
Снизить издержки
Производство росло ( в 2013 году компания ежемесячно выпускала до 30 терминалов , а к концу 2014 года – 50), и бизнесу требовалось в разы большее помещение. С начала 2015 года «Инвенд» переехал в технопарк «Слава» у метро «Калужская» – уже на 210 кв. м. «Место удобное, здесь много технических проектов, и всегда можно найти подрядчика», – говорит Зубик . Выпускать опытные образцы корпусов предпринимателям помогает расположившаяся по соседству компания, которая занимается металлообработкой, а сами заказы они размещают на калужском металлообрабатывающем заводе «Контур». Управлять производством, удаленным от Москвы на 100 км, непросто, зато это на 25–30% его удешевляет, поясняет Зубик : прежде всего, за счет более низкой стоимости труда и оптовых закупок металла (не все московские предприятия, с которыми вел переговоры предприниматель, закупают металл в больших количествах, что увеличивает не только стоимость, но и сроки производства). «Инвенд» работает с калужским предприятием по договору контрактного производства, причем исполнитель предоставил компании возможность отсрочки платежа на месяц и не ставит жестких условий по размеру заказов. «Есть устная договоренность, что мы обязуемся поставлять на завод заказы не меньше чем на 50 единиц в месяц, но, если количество автоматов будет меньше, их все равно сделают », – говорит Зубик .
Европейские планы
Теперь «Инвенд» мечтает выйти на европейский рынок. Для этого их устройства должны быть брендированы и красиво оформлены. В этом году «Инвенд» уже выпустил под собственной маркой два вида автоматов: инстаматы (фотокиоски для печати фото из Instagram) и специальные терминалы для отелей, которые позволяют забронировать номер в гостинице и получить от него карту-ключ. Конкурировать с иностранцами предприниматели рассчитывают ценой. Так, терминалы самообслуживания для автозаправок в Европе в 3 раза дороже российских, хотя по функционалу ничуть не лучше, утверждает Зубик (цена его автоматов начинается от 70 000 росс. рублей). С западными производителями труднее договориться и о доработке под индивидуальные требования, особенно когда речь идет о небольших заказах, добавляет Сергей Арзуманов, директор по развитию компании «Передовые системы самообслуживания».
Дизайн на 50% повышает стоимость производства корпуса терминала и на 10% – конечного продукта, но по мере расширения производства себестоимость будет снижаться, надеется Зубик . «Мы не стремимся делать много разных решений: большой выбор отвлекает клиента и удорожает производство, – объясняет он. – Будем выпускать 2–3 вида терминалов , но в большом количестве – от 100 в месяц». Сейчас рентабельность его бизнеса составляет 20%, но в следующем году предприниматели намерены увеличить ее на 5–10%.
Выйти из очереди
В скором времени работать с банками и МФЦ будет неинтересно, говорит Зубик : почти в каждом уже установлены и «электронные очереди», и платежные терминалы . В конце 2015 – начале 2016 годах, по прогнозам Magram Market Research, производство платежных терминалов в России сократится на 60% из-за переизбытка подержанных автоматов: в сентябре – октябре они стоили чуть более 30 000 росс. рублей., а новые – в пределах 110 000 росс. рублей.
К концу 2017 года этот сегмент начнет восстанавливаться, но былых темпов развития (до 15% в год) уже не будет: большая часть плательщиков уйдет в интернет, говорит директор департамента финансовых и социально-экономических исследований Magram Market Research Мария Любимова. В начале 2013 года интернет-банкингом пользовалось 53% клиентов банков, а в конце 2014 года – уже 67%. Основные заказчики информационных терминалов – государственные и муниципальные органы, и здесь, по прогнозу Magram Market Research, будет рост, пусть и небольшой.
Автоматизировать можно любую сферу – транспорт, ритейл, индустрию развлечений, ресторанный бизнес, оптимистичен Арзуманов: « В той же розничной торговле начали появляться электронные витрины. И даже в банковском бизнесе еще есть поле для внедрения новых технологий – например, видеобанкинг».
В этом году 50% продаж «Инвенда» приходятся на «электронные очереди», 25% – на инфокиоски и еще столько же – на частные заказы в сфере самообслуживания ( терминалы для отелей, школ, автомоек и т. д.). В следующем году, надеется Зубик , до половины заказов будут обеспечивать частные клиенты из новых сфер.
Справка: Что за рынок
3 млрд росс. рублей в год – так оценивает емкость рынка терминалов самообслуживания компания «Передовые системы самообслуживания»
493 компании занимались продажей терминалов самообслуживания в России в начале 2015 года, по данным Magram Market Research. Из них 52 позиционировали себя как производители. Их общая проблема – тотальная зависимость от зарубежных поставок комплектующих, из-за чего цены терминалов с января 2014 года по июль 2015 года выросли на 85%.